Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Они служат нам
уроками, говорящими о неверных методах применения интеллекта, и указаниями
на лучший способ действия в будущем. Они свидетельствуют о необходимости
ревизии, развития, исправления. Цели становятся все более развитыми,
схемы решений -более совершенными. Человек обязан развивать
свои самые прогрессивные правила и идеалы точно так же, как он обязан
добросовестно пользоваться теми, которыми уже владеет в полной мере. Это
удерживает нравственную жизнь от скатывания к формализму и некритическому
копированию, придает ей гибкость, жизненность, способность к
развитию.
Во вторую очередь следует отметить, что всякий случай, требующий
нравственного действия, обретает моральную важность и актуальность, равно
присущую любому другому подобному случаю. Если нужды и недостатки
специфической ситуации диктуют, что целью и благом на данном этапе должно
являться улучшение здоровья, то в рамках этой ситуации мы будем
считать здоровье благом абсолютным и наивысшим. Здесь оно не есть средство
для достижения чего-то иного. Оно представляет собой конечную и
самостоятельную ценность. То же самое верно относительно совершенствования
экономического статуса, добывания средств к существованию, сосредоточенности
на бизнесе, относительно семейных потребностей, то есть
всего того, что в тени вечных целей обладает вторичным и не более чем
инструментальным достоинством и потому кажется сравнительно низменным
и маловажным. Все, что бы то ни было в конкретной ситуации целью и
благом, имеет равные ценность, категорию и достоинство с любым другим
благом, соответствующим другой ситуации, и в той же мере заслуживает
осмысленного внимания.
И третий результат, который мы видим, - это подрыв корней фарисейства.
Мы так привыкли расшифровывать фарисейство как сознательное
лицемерие, что нас уже не заботят его интеллектуальные предпосылки. Концепция,
согласно которой цели действия нужно формировать, исходя из обстоятельств
наличной ситуации, не станет предлагать один и тот же критерий
суждения для всех случаев. Если одним из факторов ситуации является
человек с соответствующей умственной подготовкой и богатым арсеналом
ресурсов, то мы вправе ждать большего, чем в ситуации с человеком неразвитого
ума и недостаточного опыта. Нам будет совершенно очевидна нелепость
применения того же стандарта морального суждения к диким людям,
что и к цивилизованным. О любом индивиде или группе следует судить не
по тому, насколько им удается достичь какого-то фиксированного результата,
а по тому, в каком направлении они изменяются.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.