Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Ресурсом, еще не использованным в сколько-нибудь полном объеме в
обширной сфере человеческих, общественных отношений, является применение
организованного интеллекта, о многообразии выгод и ценностей которого
достаточно отчетливо свидетельствует узкая область науки.
В пределах ограниченной области коллективный интеллект, воплощенный,
в частности, в развитии и приложении научного метода, уже стал тем
самым авторитетом. Как авторитет он действует в сфере верований, касающихся
структуры природы и связанных с пониманием нами физических явлений.
В известной степени это верно и в отношении представлений об исторических
личностях и исторических событиях, особенно таких, которые
достаточно далеки от нашего времени. Обратившись к практической сфере,
мы увидим, что тот же метод задает тон в регулировании и направлении
наших актуальных взаимодействий с материальными сущностями и физическими
энергиями. Пророчество Бэкона, согласно которому знание есть
сила, состоящая в контроле над природой, в огромной и значимой мере осуществилось
в этой особой, несколько узко очерченной области. Точнее говоря,
нельзя утверждать, что интеллект, использующий методы, которые принадлежат
науке, уже всецело присвоил себе неоспоримые право и авторитет
Однако организованный интеллект сделал такой скачок вперед, что мы поистине
поражаемся при взгляде на тот короткий промежуток времени, в течение
которого ему это удалось, и на мощных противников, под ударами
которых ему приходилось прокладывать путь: это—инерция, старые, закоренелые
традиции и привычки, совокупность которых была закреплена формами
институциональной жизни, излучающими свет принадлежности к лучшему
времени, окутанными чарами романтических образов и увенчанны
.Дляконтролянадверованиямидажевограниченнойфизическойобласти
208 209
ми, все вместе и каждая в отдельности, волнующим ореолом из ценностей
превыше всего возносимых людьми. Хроника борьбы, известной под
названием «конфликт между наукой и религией», или, если позволите,
«конфликт теологии и науки», являлась по существу конфликтом двух заявок
на несомненный общественный авторитет. Это означало противостояние не
просто двух систем теоретических верований, а двух союзов социальных сил:
одни из них были старыми и официально находились при власти, которую не
стеснялись употреблять, а другие были новыми, воинственными и жаждали
признания за собой гигантского перевеса.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.