Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Не так уж велика опасность того, что нынешняя
реанимация некоторых положений греческой и средневековой философии о
вечных первоначалах станет крупным шагом к рождению теоретической философии.
Однако всегда существует опасность, что подобные философии
сыграют практическую роль в упрочении официального общественного авторитета,
проявления которого служат определенномуstatusquo1. Вот перед
лицом данной опасности философия опыта и объединяется в крепкий союз
с теми методами, благодаря которым естественные науки приходят к гарантированно
истинным заключениям.
Философия образования не является бедной родственницей общей философии,
даже несмотря на то что ее часто воспринимают так сами философы.
Она составляет, безусловно, наиболее значительный аспект философии.
Ведь знания приобретаются именно в процессе образования, причем
собственно образовательный процесс не заканчивается простой добычей
знаний и получением соответствующих видов навыков. Учебный процесс
направленнаинтеграциюдостигнутыхзнанийвтвердоемировоззрениеи
позицию.Мынепреувеличим,еслискажем,чтообразование
уникальное средство, припомощикоторогосоздаетсяединствознанияиценностей,
реально управляющих реальным поведением. Различие между образовательной
практикой, которая руководствуется хорошо продуманной философией,
и практикой, лишенной подобных влияний,—это различие между
образованием, которым движет какое-либо ясное представление о результатах,
способствующих развитию у обучаемых определенного рода желаний
и целей, и образованием, которое дается вслепую, под властью обычаев
и традиций, ни разу не проверенных на целесообразность, или как ответ
на сиюминутную общественную потребность. Преимущество первого типа
образования не коренится в некой внутренней святости того, что называется
философией, а связано с тем, что любое стремление определить результаты,
которых стоит достичь, есть от начала и до конца стремление философское.
Потребность в таком систематическом прояснении результатов особенно
актуальна в настоящее время. Прикладное естествознание колоссальным
образом сказалось на человеческих отношениях. Оно революционизирова
1 прежнее положение (лат.).
253
ло средства производства и распределения благ и услуг. Не менее великие
изменения оно произвело в сфере общения и всех средствах влияния на общественное
мнение, от которого так сильно зависит политическая деятельность.
Приложения науки в большей степени, чем любые иные силы или
комплексы сил, определяют сегодня условия, в которых сообща живут человеческие
создания и в которых они действуют, наслаждаются и страдают.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.