Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Ранее мы мимолетно коснулись некоторых современных превратных
мнений о той позиции, которая будет развита в последующем тексте. В заключение
я лишь более четко обозначу вопрос, удостоенный на протяжении
всей этой вводной статьи неоднократного упоминания. Меня упрекали в том,
что люди, разделяющие изложенные здесь взгляды на задачи и предметную
область философии, тем самым якобы равняют философию с трудом тех,
кого восторженно либо пренебрежительно зовут «реформаторами». Слова
«ре-форма» и «ре-конструкция» имеют схожие буквальные значения. Но в
данном контексте речь строго идет о реконструкции или реформе теории
такого типа, которая ввиду широкого охвата явлений может быть только философией.
Одним из действий, которые предстоят нам в рамках реконструированной
философии, является сбор и предоставление доводов, говорящих
о том, что барьеров, когда-то учрежденных между теорией и практикой, более
не существует; поэтому такой человек, как судья Холмс*, может сказать,
что теория, будь то к худу или добру, является самой практической вещью в
мире. Можно с уверенностью полагать, что описанное здесь теоретическое
мероприятие принесет и добрые практические плоды. Но так будет лишь в
том случае, если человек приложит к этому свои человеческие, а не просто
исключительно профессиональные способности.
Джон Дьюи
Нью-Йорк
Октябрь 1948г.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Будучи приглашен для чтения лекций в Японском Императорском университете
в Токио в феврале и марте текущего года, я попробовал проанализировать
реконструкцию идей и способов мышления, происходящую сегодня
в философии. Хотя в лекциях неизбежно проступают черты личного
мировоззрения автора, моя цель скорее заключалась в том, чтобы представить
в общем виде контраст между старыми и новыми типами философских
проблем, нежели в том, чтобы фанатично агитировать за какое-то одно конкретное
их решение. Я старался главным образом выделить те факторы, которые
делают интеллектуальную реконструкцию неизбежной, и обозначить
кое-какие пути для ее осуществления.
Каждому, кто имел счастье убедиться в неподражаемом японском гостеприимстве,
приходилось испытывать непреодолимое смущение от невозможности
ответить на проявленную к нему доброту какой-нибудь равновеликой
благодарностью. И все же я должен хотя бы самым скромным способом,
черным по белому, выразить свое чувство признательности хозяевам
и, в частности, засвидетельствовать неизгладимые впечатления от любезности
и поддержки, оказанных мне сотрудниками философского факультета
Токийского университета и моими дорогими друзьями д-ром Оно и д-ром
Нитобе*.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.