Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Однако теория о том, что политическая власть и индивидуальная
свобода глубоко оппозиционны по отношению друг к другу, соединила эти
две непохожие вещи.
О противоположном направлении в теории гражданских свобод свидетельствует
контраст между понятием «гражданские», с одной стороны, и
понятиями «естественные» и «политические»—с другой. Термин «гражданский
» непосредственно увязывается с идеей гражданства. На этом основании
гражданские свободы объявляются такими свободами, которые принадлежат
гражданам как таковым и в равной степени отличаются от тех свобод,
обладать которыми индивиду якобы положено по его природному статусу,
и политических прав вроде права голоса и занятия должностей. Согласно
этой позиции оправданием для различных гражданских свобод служит
их вклад в благоденствие общества.
Я уже мельком упоминал, что современное смятенное и сомнительное
состояние гражданских свобод, даже в номинально демократических странах,
вроде нашей с вами, обусловлено конфликтом этих двух противоположных
понятий об основах и целях гражданских свобод. Ввиду все больного
усложнения общественных отношений и в связи с тем, что проблема
Поддержания существующего порядка оказывается все более трудноразре
219
шимой, чисто индивидуальные притязания, что бы там ни утверждалось в
официальной теории, на практике почти неотвратимо будут вынуждены уступить
дорогу общественным притязаниям. Ограниченность индивидуалистической
концепции гражданских свобод (скажем, свободы исследования
и свободы дискуссии) и концепции laissez-faire по большей части объясняет
ту легкость, с которой на практике нарушаются конституционные гарантии
гражданских свобод, из-за чего их приходится отстаивать через суд. Уже
стало банальной истиной то, что данные гарантии выходят в тираж, если
нация участвует в какой-то войне. Это просто ярчайший пример того факта,
что исключительно индивидуальные притязания едва ли обретут большую
поддержку, если вступят (или будут вынуждены вступить) в противоречие
с благоденствием общества в целом.
Более того, гражданские свободы никогда не бывают абсолютными, а
их точное значение в конкретных ситуациях не всегда бывает самоочевидным.
Только философ-анархист может полагать, например, что свобода суждений
включает в себя право подстрекать кого-либо к участию в убийстве,
поджоге или грабеже. Поэтому в конкретных ситуациях значение гражданских
свобод определяется тем, как его истолкует суд. В решении всех вопросов,
имеющих хотя бы общее отношение к политике и жизни общества, суды,
как это печально известно, испытывают общественное давление и зависят
от смены настроений в обществе, то есть от факторов исключительно внешних
и связанных с образованием и политической принадлежностью судей.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.