Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
В старину человек применял достижения
своего первоначального опыта только для того, чтобы выработать определенную
норму, которой в дальнейшем всегда будут слепо следовать либо
слепо же ее нарушать. А теперь старый опыт стал использоваться для предположений
о целях и методах развития нового и улучшенного опыта. Следовательно,
опыт с этих пор оказывается в конструктивном смысле самоуправляемым.
То, что Шекспир так многозначительно сказал о природе, будто
она «совершенствуется при помощи средств, доставляемых ею же самою»*,
становится верным относительно опыта. Нам не следует просто повторять
прошлое или ждать, что какая-то случайность вызовет перемены в нас. Мы
используем свой прошлый опыт, чтобы в будущем строить опыт новый и
лучший. Иными словами, сама реальность опыта предполагает в нем такой
процесс, который устремлял бы его к собственному совершенствованию.
Наука, «разум», стало быть, не являются тем, что накладывается на опыт
свыше. Предполагаемые и проверяемые в ходе опыта, они также в качестве
изобретений используются для того, чтобы тысячами путей обогатить и расширить
опыт. Хотя, как уже довольно часто повторялось, эти само-творчество
и само-регуляция опыта по-прежнему имеют больше технический, нежели
поистине художественный или человеческий аспект, и все же то, что
уже достигнуто, несет в себе гарантированную возможность интеллектуального
управления опытом. У опыта есть нравственные и интеллектуальные
границы, но они обусловлены только недостаточностью нашей доброй
воли и знания. Они не являются метафизически присущими самой природе
опыта. Сегодня мы начинаем поражаться тому, насколько «разум» как способность,
изолированная от опыта, открывающая нам высшую область универсальных
истин, далек, неинтересен и не важен для нашей жизни. Разум
как описанная Кантом способность привносить в опыт обобщенность и законосообразность
все больше и больше шокирует нас своей ненужностью дочегожеизлишнеэтотворениелюдей,
приверженныхтрадиционномуформализму
и строгой терминологии. Его роль с лихвой выполняют конкретные
предположения, которые возникают на основе прошлого опыта, развиваются
и вызревают в свете потребностей и несовершенств настоящего, применяются
в качестве целей и методов специфической перестройки знания и
проверяются успехом или поражением в реализации задачи нового приспособления
человека к миру. Таким эмпирическим предположениям, которые
в конструктивной манере применяются для достижения новых целей, и дано
носить название «интеллект».
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.