Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Так как же отразятся на
логике изменения в традиционном понятии об отношении опыта и разума,
реального и идеального?
В первую очередь они повлияют на саму природу логики. Если мысль
или разум есть средство целенаправленной реконструкции опыта, то логика
как понятие о процедуре мышления оказывается уже не чисто формальной.
Она не ограничена законами формально-корректного размышления, не имеющего
ничего общего с истиной о предмете. С другой стороны, у нее также
нет связи с сокровенными мыслительными структурами вселенной, которая
была бы присуща логике гегелевского типа; не связана она и с успешными
подходами человеческого мышления к этой объективной мыслительной
структуре в отличие от логики Лотце*, Бозанкета** и других гносеологических
логиков. Если мышление-это путь, способный придать уверенный
характер целесообразной реорганизации опыта, то логика и есть проясненная
и систематизированная формулировка процедур мышления, которая способна
обеспечить желанной реконструкции более экономное и эффективное
осуществление. На языке, более понятном учащимся, логика означает науку
и искусство одновременно: науку - поскольку она обеспечивает нам системное
и испытанное наглядное представление о пути, который реально проходит
мысль; искусство -потому что она помогает нам на базе этого представления
строить методы, при помощи которых мышление в дальнейшем сможет
использовать преимущества действий, ведущих к успеху, и избегать действий,
оканчивающихся неудачами.
Таков ответ на вопрос, является ли логика эмпирической или нормативной,
психологической или регулятивной. Она всякая. В основе логики -четкая
и бесперебойная подача эмпирического материала. Люди мыслили во
все века. Они наблюдали, заключали и доказывали всевозможными способами,
приходя к всевозможным результатам. Антропология, учение о происхождении
мифа, легенды и культа, лингвистика и грамматика, риторика и
Формально-логическое построение -все это говорит нам о том, как люди
мыслили и каковы были цели и следствия различных типов мышления. Психология,
экспериментальная и патологическая, внесла немалый вклад в наше
знание о том, как протекает и к чему приводит мышление. Хроника становления
различных наук предоставляет нам особенно важные сведения о тех
конкретных способах исследования и проверки, которые завели человека в
91
тупик и которые, напротив, доказали свою эффективность. В рамках каждой
из наук -от математики до истории -можно продемонстрировать типичные
ложные методы и типичные действенные методы, примененные ко всем их
специальным предметам.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.