Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Затем, в качестве второго шага, в зависимости от достигнутой управляющим
степени интеграции образовательной части его работы с вопросами
личностных и социальных отношений, в сферу которых ему неизбежно приходится
вторгаться, он и собственно школу станет рассматривать как сообщество
сотрудников. Его руководство будет заключаться в интеллектуальном
побуждении и наставлении, поощрении взаимоотдачи и взаимоприятия
идей, а не в стороннем, официальном, непререкаемо авторитетном диктате
целей и методов образования. Он перестанет беспокоиться исключительно
о том, как ставить задачи перед другими, и будет искать способы вызвать в
них чувство интеллектуальной и нравственной ответственности.
В третью очередь администратор начнет осознавать, что образование
взрослых людей также является частью его работы не потому, что он
мог бы обеспечить для взрослых классы и лекции, хотя и это оказалось бы
полезным, а потому, что только в том случае, если широкие слои общества
смогут постичь значение и возможности творческого образования молодежи,
такое образование возымеет поистине живительный эффект. Он поймет,
что общественное обучение есть именно обучение общества: прямое,
когда руководитель инструктирует педагогов и учеников в школе, и еще
опосредованное, когда он посвящает других людей в свои идеалы и стандарты,
заражая их собственным стремлением и стремлением своего персонала
использовать личный интеллект и свойства характера для реформирования
общества.
5. Учитель и его мир
I
Что следует делать учителям—опережать свое время или отставать от
него? Возможно, что кто-то, склонный рассуждать логически, выступит против
такой постановки вопроса. Он укажет, что есть и иная альтернатива—
учителя могут идти вровень со временем, а не быть впереди или позади
него. Стоит задуматься: не является ли этот средний курс мудрейшим из
курсов, которого и следует держаться учителю? Мысль, кажется, разумная.
Но она страдает фатальной ущербностью. Как я уже где-то подчеркивал,
наше время само по себе неоднозначно. Оно представляет собою мозаику
противоречивых тенденций. Достаточно упомянуть пару-тройку известных
проблем. На каждом шагу нам приходится слышать об экономике дефицита
182
и экономике изобилия. Мы живем во времена, когда существует и та и другая
и между ними происходит борьба. Если бы у нас не было изобилия, то
банки не лопались бы от денег, заводы не простаивали, хлопок не пришлось
бы, зарывать в землю, скот не подлежал бы уничтожению.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.