Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Реконструкция—это привлечение для всякого исследования гуманитарных
и нравственных вопросов такого метода (наблюдения, создания
гипотез и опытной проверки), благодаря которому мы уже пришли к современному
уровню понимания физической природы.
Теории познания, возникшие еще до появления научного исследования,
не могут служить моделью или образцом для теорий познания, основанных
на нынешнем, действующем механизме исследования; то же можно сказать
и о прежних философских системах, отражающих исключительно донаучные
взгляды на природный мир, дотехнологический уровень производства
и додемократические формы политики, характерные для эпохи, в которую
они сложились. Реальные условия жизни в Греции, особенно в Афинах, в те
времена, когда формировалась классическая европейская философия, привели
к резкому обособлению действия от познания, впоследствии доведенному
до абсолютного разрыва теории и «практики». Тогда это отражало экономический
порядок, в соответствии с которым всю «полезную» работу большей
частью выполняли рабы, вследствие чего свободные люди были избавлены
от необходимости трудиться, на основании чего и считались «свободными
». Ясно, что такое положение-вещей было отнюдь не демократическим.
Но даже после того, как инструменты и процессы производственной
деятельности уже стали непременной основой для организации наблюдений
и экспериментов, составляющих ядро научного познания, в вопросах
политики тем не менее философы еще долго потворствовали обособлению
теории от практики.
Вполне очевидно, что вопрос о теории познания является важнейшим
аспектом столь необходимой сегодня реконструкции. Радикальной переме
ны требует сам предмет, на котором должна основываться эта теория; вмес
то стремления удовлетворять неким априорно сложившимся взглядам на
способности органов познания, новой теории надлежит показывать, каким
образом происходит познание (или исследование, что, в сущности, одно и
то же). Реконструкция не сводится к простой замене понятия «разум» на
понятие «интеллект», смысл которого мы только что определили, хотя такая
замена и является существенным элементом назревших преобразований.
Ведь, отвергая каноны рационалистической школы, представители так на
зываемых «эмпирических» теорий знания сосредоточивались лишь на соб
ственных понятиях о необходимой и достаточной функции знания и подго
няли под свои готовые идеи о «чувственном восприятии» всю теорию по
знания, вместо того чтобы строить трактовку «чувственного восприятия»
на реалиях, имеющих место в процессе научного исследования1.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.