Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Соотносительным
объектом совести и воли, благодаря которому они, существуя в человеке,
могли бы воплотиться в актуальности действия и внешнего бытия, является
не какой-то абстрактный закон. Поскольку воля и совесть — это личные
сущности, принадлежащие эго, то и соответствующий им объект должен
быть личным. Именно в этом пункте его философии наиболее четко прослеживается
и отражается ее религиозный характер. Таким соотносительным
персональным объектом выступает божественность, воплощенная в образе
Иисуса Христа. Как утверждает сам Марш, «истинная цель нашего бытия,
отраженная в духовном законе, есть практическое, то есть в нашем собственном
бытии, осуществление той совершенной идеи, которая лежит в основе
самого этого закона и чудесным выражением которой является Иисус Христос
». И еще: «Можно сказать, что духовному принципу присуща только потенциальная
реальность, или ложная и иллюзорная оболочка реальности,
— если он входит в сферу жизни либо природы, — пока, пробужденный
извне своими духовными коррелятами, он не обретет нареченного слова и
великой возможности возвыситься над рабством природы».
Следующим поворотом в нашей дискуссии будет рассмотрение несколько
более конкретных вопросов (хотя, по Маршу, они не являются наиболее подлинными
человеческими интересами и заботами), то есть того, что Марш
счел важным сказать об обществе в целом и образовании в частности. К
сожалению, в опубликованных его записях этот материал крайне скуден.
Однако они содержат предложения, адекватные реконструкции его основополагающей
философии. Здесь мы вновь имеем весомый повод начать с
обращения к Кольриджу, несмотря на то что связь Марша с Кольриджем в
данном вопросе не столь непосредственно очевидна, как в отождествлении
им христианской религии с истинной философией. Колъридж, как и вся представляемая
им немецкая школа, полагал, что общественные институты, согласно
самой своей сути и функции, имеют прежде всего воспитательное
значение. Они служат внешним выражением закона и разума, которое пробуждает
интеллект и совесть индивидуумов и питает их до тех пор, пока
они не станут способными к независимой деятельности и не будут в свою
412
очередь проявляться в преданности этим общественным институтам и служении
их совершенствованию до еще большей пригодности самих институтов
к выполнению задач по воспитанию человечества.
Кольридж с большой смелостью применил эту концепцию к церкви как
институту, отличному от внутренней и духовной общности верующих,подобное
приложение, безусловно, диктовалось тем обстоятельством, что
официальная церковь в Англии была союзницей политического режима.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.