Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Джон Дьюи

Соотносительным
объектом совести и воли, благодаря которому они, существуя в человеке,
могли бы воплотиться в актуальности действия и внешнего бытия, является
не какой-то абстрактный закон. Поскольку воля и совесть — это личные
сущности, принадлежащие эго, то и соответствующий им объект должен
быть личным. Именно в этом пункте его философии наиболее четко прослеживается
и отражается ее религиозный характер. Таким соотносительным
персональным объектом выступает божественность, воплощенная в образе
Иисуса Христа. Как утверждает сам Марш, «истинная цель нашего бытия,
отраженная в духовном законе, есть практическое, то есть в нашем собственном
бытии, осуществление той совершенной идеи, которая лежит в основе
самого этого закона и чудесным выражением которой является Иисус Христос
». И еще: «Можно сказать, что духовному принципу присуща только потенциальная
реальность, или ложная и иллюзорная оболочка реальности,
— если он входит в сферу жизни либо природы, — пока, пробужденный
извне своими духовными коррелятами, он не обретет нареченного слова и
великой возможности возвыситься над рабством природы».
Следующим поворотом в нашей дискуссии будет рассмотрение несколько
более конкретных вопросов (хотя, по Маршу, они не являются наиболее подлинными
человеческими интересами и заботами), то есть того, что Марш
счел важным сказать об обществе в целом и образовании в частности. К
сожалению, в опубликованных его записях этот материал крайне скуден.
Однако они содержат предложения, адекватные реконструкции его основополагающей
философии. Здесь мы вновь имеем весомый повод начать с
обращения к Кольриджу, несмотря на то что связь Марша с Кольриджем в
данном вопросе не столь непосредственно очевидна, как в отождествлении
им христианской религии с истинной философией. Колъридж, как и вся представляемая
им немецкая школа, полагал, что общественные институты, согласно
самой своей сути и функции, имеют прежде всего воспитательное
значение. Они служат внешним выражением закона и разума, которое пробуждает
интеллект и совесть индивидуумов и питает их до тех пор, пока
они не станут способными к независимой деятельности и не будут в свою
412

очередь проявляться в преданности этим общественным институтам и служении
их совершенствованию до еще большей пригодности самих институтов
к выполнению задач по воспитанию человечества.
Кольридж с большой смелостью применил эту концепцию к церкви как
институту, отличному от внутренней и духовной общности верующих,подобное
приложение, безусловно, диктовалось тем обстоятельством, что
официальная церковь в Англии была союзницей политического режима.

<< Назад   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 Вперед >>


Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.