Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Когда Уильям Джеймс
сказал о прагматизме, что это «новое имя для старых способов мышления»*,
40
41
я не знаю, думал ли он тогда именно о Бэконе, но в том, что касается духа и
атмосферы стремления к знанию, Бэкона можно счесть провозвестником
прагматической концепции познания. Мы сумели бы избежать многих неверных
представлений об этой атмосфере поиска, если бы уделяли более
пристальное внимание его акценту на социальной детерминации как цели,
так и результате познания.
В этот несколько длинноватый обзор бэконовских идей не вошел анализ
их в исторической ретроспективе. Пусть вкратце, но он нужен для того, чтобы
нашему внутреннему взору предстал подлинный документ новой философии,
благодаря которому, возможно, более рельефно проступят социальные
причины интеллектуальной революции. Здесь мы можем позволить себе
сделать это лишь схематически, но и такой путь окажется в некотором смысле
полезным, хотя бы в самых общих чертах напомнив вам о тенденциях тех
индустриальных, политических и религиозных перемен, в полосу которых
вступала Европа.
Если взять их индустриальный аспект, то, я думаю, невозможно переоценить
значение путешествий, исследований и новой коммерции, которые
напитали романтическим приключенческим духом все новое, ослабили узы
традиционных верований, навеяли яркие предчувствия новых миров, ждущих
открытия и покорения; способствовали созданию новых методов производства,
торговли, банковской и финансовой деятельности и повсюду активизировали
изобретательство и внедрение в науку точного наблюдения и
энергичного экспериментирования. Крестовые походы, оживление мирского
интереса к античности и успехи в исследовании магометанства, развитие
торговлисАзиейиАфрикой,изобретениелинз, компасаипороха, открытие
и освоение Северной и Южной Америки — более громко именуемых Новым
Светом—все это отдельные примеры очевидных внешних фактов. Различия
прежде обособленных народов и рас, я полагаю, всегда оказываются
наиболее полезными и существенными для перемен, когда психологические
и производственные изменения дополняют и усиливают друг друга.
Порой с людьми в результате общения совершаются такие эмоциональные
перемены, которые даже можно назвать переменами метафизическими. Изменяется
глубинный строй сознания, особенно его религиозный аспект. В
иных случаях происходит оживленная смена вещей, а также адаптация к
новым приспособлениям и инструментам, подражание чужому стилю в одежде,
обустройстве жилья и производстве товаров.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.