Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Одним из таких веяний был гуманистический филантропический порыв,
который стал наиболее активным в конце XVIII века и по сей день остается
могучим течением во всех своих вариациях. Он выражался в представлении
о том, что человек человеку брат и что мир полон зла и страданий,
вызванных неспособностью людей прочувствовать данный факт. По
224
следствием такой неспособности являются политические и социальные институты,
которые воздействуют на массы мужчин, женщин и детей ужасающе
катастрофически грубым и жестоким образом.
Это гуманистическое движение в свою очередь тоже представляет собой
соединение множества отдельных течений. В частности, огромное влияние
на него оказал Руссо, реальный автор учения о преданном забвению
человеке и преданных забвению массах*. Его влияние было равно велико в
сфере литературы и в сфере политики. Благодаря ему в Англии XVIII века
возник жанр романа о человеке из народа -литературное поветрие, наиболее
ярко представленное в XIX веке романами Диккенса.
Независимо от Руссо возник и затем окреп под его влиянием протест
против обыкновения мыслителей XVIII века придавать особое значение «разуму
». Разум, как это представляли, если не открыто отстаивали, в прежние
времена, был прерогативой немногих избранных. Но массы людей живут по
воле чувства и инстинкта, и надежды мира следует связывать с предоставлением
большего простора инстинкту сострадания, нежели логике или разуму.
Эта новая позиция вылилась в обожествление «человека чувства», чрезвычайно
характерное для известного периода английской мысли. Интерес к
«благородному дикарю» есть другая форма той же позиции. Помимо того
что дикаря считали независимым и свободным от стесняющего влияния норм
и условностей, что было полнейшей иллюзией, его к тому же идеализировали
как создание, повинующееся зову эмоций и инстинкта.
На формировании гуманистического направления в конечном счете сказалось
и иное влияние, религиозное. В Англии оно развилось благодаря
местному методистскому движению с его особой апелляцией к «низшим» и
отверженным сословиям. Однако его значение ощутила на себе вся официальная
церковь. Пылкое, энергичное миссионерское рвение с целью спасения
человеческих душ, особенно душ простолюдинов и бедняков, переросло
в попытки улучшить их жизненные обстоятельства посредством ликвидации
вопиющего и жестокого неравноправия.
Движение, поощряемое религией, активно не принимало рабства, плохого
обращения с заключенными, грубых и механических способов регулирования
благотворительности, а также законов фабричного производства,
создающих бесчеловечные условия труда для женщин и детей на заводах и
шахтах.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.