Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
В процессе осмысленного наблюдения
мы в одно и то же время, скажем так, стремимся понимать и понимаем.
Мы на страже того, что все еще только может случиться. Любопытство, исследование,
узнавание поистине в равной степени направлены и на то, что
уже произошло, и на то, что собирается произойти в свою очередь. Осмысленный
интерес к первому связан с возможностью получить свидетельства,
индикаторы, симптомы приближения второго. Наблюдение—это диагностика,
а диагностика предполагает заинтересованность в предвидении и подготовке.
Оно заранее мобилизует нашу способность реагирования, чтобы
ничто не застигло нас врасплох.
То, чего еще нет в наличии, то, что только предвидится и может последовать
из другого, наблюдению недоступно. Его статус-это не статус факта,
чего-то данного, исходного, а статус значения, идеи. Если идеи не являются
фантазиями, созданными эмоциональной памятью и помогающими
нам бежать и прятаться от реальности, то они определенно служат предположениями
о чем-то грядущем и возникают при рассмотрении обстоятельств
развития ситуации. Кузнец следит за своим железом, его цветом и структурой,
чтобы уловить в них признаки того состояния, в которое это железо
готовится перейти; врач наблюдает пациента с целью выявить симптомы
изменений его здоровья в каком-нибудь определенном направлении; внимание
ученого постоянно приковано к лабораторным данным в надежде, что
они дадут ему ключ к пониманию того, что будет происходить при определенных
условиях. То обстоятельство, что наблюдение является не само
94
95
.еценклЬЛ
йипцоииЮ
целью, а поиском свидетельств и знаков, говорит о его тесной связи с заключением,
или предупредительным прогнозом, -короче говоря, с идеей, МЫС
В более специальном контексте не мешало бы рассмотреть, как эта
логическая сопряженность наблюдаемых фактов и прогностических идей
или значений может повлиять на понимание традиционных философских
проблем и загадок, включая проблему субъекта и предиката в суждении,
объекта и субъекта в познании, «реального» и «идеального» в целом. Но в
настоящий момент мы вынуждены ограничиться подчеркиванием того, что
данное понятие о соотносительности происхождения и роли наблюдаемого
факта и идеи-прогноза обязывает нас к кое-каким чрезвычайно значимым
выводам, касающимся природы идей, значений, концепций и всего прочего,
что используется в качестве понятия об исключительно психической функции.
Являясь предположениями о чем-то, что может случиться или возникнуть,
эти выводы, как мы убедились на примере идеалов вообще, служат
основанием для нашей реакции на происходящее.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.