Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Наука как область школьной программы, все же ставшая таковой еще до
общественных дисциплин, и по сей день в известной степени занимает в
ней положение новичка. Естествознание вынуждено в борьбе искать себе
какую-нибудь нишу в учебном расписании. Воюя за место, оно нередко на
талкивается на очень сильный отпор со стороны старого классического рас
порядка, предпочтение в котором отдается математике и литературе.
В современной жизни естественные науки, безусловно, имеют более тес
ную связь со всем реально происходящим, с реальными человеческими от
ношениями, чем огромное множество дисциплин, существующих с незапа
мятных времен. Не будет преувеличением считать, что наука, выраженная в
изобретениях и технологиях, в современном обществе является мощной си
лой, приводящей к социальным переменам и влияющей на форму челове
ческих отношений. Также не будет преувеличенным суждением то, что она
Революционным образом изменила условия, в которых люди сосуществова
ли друг с другом последние сто пятьдесят лет, и что с переходом от машин
ной эры к эре энергетики мы вправе ожидать еще больших перемен в обще
стве, обязанных науке.
169
И вновь — в связи с вопросом об изоляции учебного материала от жизни,
в то время как именно его связь с жизнью могла бы дать нам своего рода
понимание общественных сил, единственно необходимое для подготовки
студентов к разумному участию в поддержке и совершенствовании демократии,
— я спрашиваю: в какой мере преподавание науки ведется с учетом
ее реальных и потенциальных общественных следствий, если возможности
предоставляемые наукой человеку, уже оказали известную службу всеобщему
демократическому социальному благоденствию? Я знаю, что процесс
преподавания очень существенно совершенствуется, но боюсь, что наука
все еще преподносится в основном как отдельный, обособленный предмет и
что до сих пор находятся люди, включая даже многих ученых, которые считают,
что такое чудесное явление, как «чистая» наука, покроется грязью,
вступив во взаимодействие с общественной практикой. Однако, не ведая о
подобном взаимодействии, студенты лишь в крайне скудной степени обретают
понимание тех факторов, которые сегодня создают образ общества и
которые способны его изменить.
Я не сказал бы, что меня особо интересует вопрос выбора между комму
низмом и фашизмом. Боюсь, что чрезмерное внимание к этой теме может
создать у людей чувство, будто рано или поздно нам придется сделать по
добный выбор.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.