Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Историческая
тенденция к пониманию всей проблемы свободы как сферы мнения,
в которой индивид и власть представляют противоположные партии, обрела
сходство с горчащим плодом. Зародившаяся в условиях деспотического
правления, она продолжала влиять на мышление и поведение даже тогда, когда
правительство стало представлять народ и теоретически служить народу.
А теперь я перехожу к разговору о том, какой могла бы быть философия
либерализма, если бы ее избавили от абсолютистского наследства. В первую
очередь такой либерализм стоял бы на том, что индивид не есть нечто
незыблемое, данное в готовом виде. Это нечто достигаемое, и достигаемое
не в изоляции, а при пособничестве и на основании культурных и физических
условий, состоящих из «культурных» экономических, юридических и
политических институтов, а также науки и искусства. Либерализм стоит на
том, что социальные обстоятельства могут сдерживать, искажать и даже
предотвращать развитие индивидуальности. Поэтому он активно интересуется
функционированием социальных институтов, имеющих значение, позитивное
либо негативное, для роста индивидуальностей, воинствующих в
практическом смысле, а не просто в абстрактной теории. Он столь же глубоко
заинтересован в позитивном устроении благоприятных для личности институтов,
юридических, политических и экономических, сколь и в работе по
ликвидации несправедливости и открытого подавления индивидуальности.
Во вторую очередь либерализм связан кровными узами с идеей исторической
относительности. Он основывается на том, что содержание индивидуальности
и свободы со временем изменяется; что социальные перемен
отражаются на их содержании так же, как развитие личности от младенчества
к зрелости. Позитивной опорой противников теоретического абсолютизма
служит экспериментализм. Между исторической относительностью
и экспериментальным методом существует глубинная связь. Время есть знак
изменения. Индивидуальность в контексте социальной политики обретает
различные значения в зависимости от того, как изменяются общественные
условия, в которых проходит жизнь индивидов. Ранний либерализм, будучи
абсолютным, в то же время был вне истории. В его основании лежала философия,
согласно которой история, подобно времени в картине мира Ньютона*,
сводится исключительно к видоизменению внешних связей; она касается
количеств, а не качеств и сущностей. То же самое верно и в отношении
всякой теории, согласно которой -это обычно считают характерным, например,
для теории Маркса -временные
изменения в обществе неизбежны
в том смысле, что они, скажем так, подчинены закону, который сам по себе
не является исторически относительным.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.