Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
III
Третья проблема совершенно непосредственно вырастает из той, которую мы
только что рассмотрели. Сформулировать ее можно следующим образом: есть ли
что-либо уникальное или отличительное у оценочных положений как пропозиций?
Если в них просто провозглашаются другие, уже существующие факты, то такой
вопрос не возникнет, ибо подобные передачи фактов ipso facto1 не являются
пропозициями. Прямые заявления о том, что оценочные пропозиции (предложения)
принадлежат к особому роду пропозиций именно по своей структуре, а отнюдь не
в силу своей предметной сферы, в литературе, отражающей дискуссии о предмете
ценности, не приняты. Но ведь мы нередко занимаем такие позиции и затрагиваем
такие темы, которые могут показаться аудитории незначительными лишь потому,
что о них не было сделано отчетливых заявлений. Приведу один типичный пример.
Часто появляются статьи, в которых рассматриваются отношения факта и
ценности. Если бы предметом дискуссии под таким заголовком было отношение
ценностных фактов к другим фактам, то не возникало бы никаких допущений об
уникальности только что упомянутого рода. Но всякий человек, отслеживающий
статьи, которые посвящены обсуждению этого вопроса, мог заметить: он представляет
собой вопрос или проблему исключительно потому, что в них уже содержится
допущение о той или иной уникальности пропозиций (предложений) о ценностях,
и толкуются они как существенно
отличные от пропозиций о фактах. Полагаю,
что ничто не способно лучшим образом прояснить нынешнее запутанное состояние
вопроса, чем четкое изложение тех основ, на которых обычно строится допущение
о том, что пропозиции о ценностях не являются пропозициями о пространственновременных
фактах, а также специальное рассмотрение последствий данной позиции.
Если бы перед нами стоял вопрос об отношении геологических пропозиций
к астрономическим, или пропозиций о метеорах к пропозициям о кометах, то
никому бы и в голову не пришло, что «проблема» касается чего-то иного, нежели
связи между двумя комплексами фактов. Лично я убежден, что ничто не поможет
нам покончить с неудовлетворительным состоянием сегодняшней дискуссии о ценности
лучше, чем определенное и отчетливое изложение тех причин, которые заставляют
нас думать, что в случае с ценностями все должно обстоять совершенно иначе.
1в действительности (лат.).
342
IV
В последнее время сложилась школа теоретиков, упорно настаивающих
на том, что истинные пропозиции (и/или суждения) о ценностях невозможны
в силу того, что ценности обладают свойствами, которые делают
их абсолютно неподдающимися осмысленному истолкованию.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.