Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Потому-то психологическая теория
и поныне остается оплотом для всех доктрин, в которых допускаются
взаимно независимые и разделенные «мир» и «сознание», да еще противопоставленные
друг другу. Первоначально эта идея пришла в психологию из
философии. Теперь же, наоборот, философы выдвигают ее, заручившись
гарантией психологии и козыряя, таким образом, авторитетом одной из позитивных
наук. Философия не обретет должной свободы для выполнения
своей собственной задачи и функции до тех пор, пока психология в целом и
'Principles of Psychology. P. 341.
2 Ibid. P. 334.
3Ibid. P. 371.
4 Essays in Radical Empiricism. P. 169—170.
442
во всех своих специальных вопросах не очистится от последнего пережитка
традиционного дуализма. А для подобного очищения требуется нечто большее,
чем номинальный перевод содержания на язык понятий о живом организме
и при этом простой перенос в концепцию тела тех разграничений,
которые родились в эпоху распространенного представления о духе (или сознании)
как особой, отгороженной от прочего мира целостности. Такой перенос
имеет место во всех случаях, когда явления описываются только в
понятиях самого организма, а не в понятиях аспектов и функций взаимодействия
организма с окружающим миром.
4. Философия Уайтхеда
Философия господина Уайтхеда* носит столь всеобъемлющий характер, что это
позволяет нам обсуждать ее под многими углами зрения. Можно, например, рассмотреть
одну из множества частных тем, трактуемых им со столь необычайной яркостью,
или же выбрать для обсуждения его основополагающий метод. Ввиду того что этот
последний вопрос является основным и поскольку он, как мне кажется, воплощает
собой весомый вклад Уайтхеда в философию, то лично я им и ограничусь.
Мистер Уайтхед говорит, что задача философии заключается в создании
«дескриптивных обобщений опыта». В этом пункте эмпирик безоговорочно
согласится с ним. Дескриптивное, описательное обобщение опыта представляет
собой цель любого разумного эмпиризма. От того, что мистер Уайтхед не боится
использовать термин «непосредственный опыт», эмпирик с еще большей
готовностью согласится с ним по этому конкретному вопросу. Хотя он называет
метод философии методом рационализма, данное понятие не должно приводить
эмпирика в замешательство, ибо историческая школа, известная под названием
рационализма (с которым у эмпирика разногласия), озабочена не описательными
обобщениями, а в конечном счете априорными общими утверждениями, от которых
производна сама материя опыта.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.