Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
2В качестве синонимов здесь можно привести «психический» и «физический»,
а также «личный» и «безличный» порядки, взятые обособленно и противопоставленные
друг другу согласно их неотъемлемым наполнениям, или предметным сферам.
350
что упомянутого нами смысла природного, наука определенно и несомненно
относится к реалиям искусства, а не природы.
Проще всего понять значение данного утверждения, представив себе
работу астрономической обсерватории или физической лаборатории.
Неотъемлемой частью этого образа должна стать роль собрания книг и периодики,
осуществляемая ими в самой тесной и животворной связи с другими
средствами научного поиска. Ведь именно масса печатного материала
позволяет нам присоединять ко всей предметной сфере науки, имеющей бесконечно
огромный пространственный и временной диапазон, то, что иначе
мы могли бы познать исключительно путем непосредственного восприятия.
Все непосредственно данное приобретает научный статус, только сплавляясь
с содержимым книг, а последнее перестает быть чисто «теоретическим»,
или гипотетическим, только сплавляясь с первым. Так как лишь при том
условии, что этот преобразованный в средства культуры материал со всей
его глубиной и разнообразием подкрепляется, освежается и непрерывно подвергается
проверке материалами, полученными здесь и сейчас, он и получает
гарантированное место в царстве подлинно научного знания.
И еще одну характеристику необходимо добавить для полноты нашего
утвержденияотом,чтонаука—иееметод, иеерезультаты—представляет
собою искусство. Ведь в некотором смысле всякая форма познания есть акт
искусства, поскольку всякое знание, включая самое рудиментарное, вроде
того, что приписывают организмам, стоящим на низших ступенях эволюции,
является отражением своего рода искусства, с которым живые существа
отбирают и организовывают материалы таким образом, чтобы они могли
служить поддержанию процессов и операций, составляющих суть жизни.
Отнюдь не метафорой представляется мне суждение о том, что всем животным
хотя бы самую малость известно, как делается нечто подобного рода
— благодаря их органической структуре и физиологическим процессам и
связи этих последних с условиями вне организма. Поэтому, когда мы говорим,
что наука, в отличие от других способов познания, есть искусство, то
слово «искусство» употребляется здесь в несколько специфическом качестве.
Операции поиска (search), составляющие искусство или ремесло, характерное
для других способов познания, в науке вырастают в системный
поиск, исследование (research).
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.