Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Таким образом,
утилитаризм служил теоретическим основанием для всех тех тенденций,
благодаря которым «бизнес» превращается из средства выполнения
общественных задач и возможности индивидуального творческого развития
в способ накопления средств для личного увеселения. Поэтому утилитаристская
этика впечатляющим образом подтверждает настоятельную потребность
в философской реконструкции, с которой знакомили вас эти лекции.
До некоторой степени данная этика отразила существо современных
дум и стремлений. Но она была по-прежнему отягощена грузом фундаментальных
идей того самого порядка, который, как ей казалось, остался далеко
позади: идея незыблемой и единственной цели, витающей где-то за рамка
1 Счастливы владеющие (лат.).
ми разнообразных человеческих нужд и действий, не позволила утилитаризму
стать адекватным выражением современной духовности. Эту этику
необходимо реконструировать, очистив ее от элементов дурного наследства.
Если мы добавим несколько слов по теме образования, то только для
того, чтобы подкрепить наше предположение о том, что образовательный
процесс по сути полностью совпадает с моральным, так как последний состоит
в непрерывном развитии опыта от худшего к лучшему. Образование
традиционно рассматривалось как подготовка, как обучение, знакомство с
определенными вещами, поскольку они пригодятся впоследствии. Цель
далека, а образование состоит в обретении готовности, оно предваряет нечто
более важное, обещающее случиться позднее. Детство -это только подготовка
к взрослой жизни, а взрослая жизнь -подготовка к жизни иной. В
образовании всегда было значимым будущее и никогда настоящее: приобретение
знания и навыков для будущего применения и удовольствия; формирование
привычек, которых от нас потом потребуют бизнес, добропорядочное
гражданство и занятия наукой. Образование считается также чем-то
необходимым для некоторых людей просто-напросто потому, что они чересчур
зависимы от других. Мы рождаемся на свет невежами, неискушенными,
неумелыми, неопытными и поэтому находимся в положении социально зависимых
существ. Обучение, тренировка, нравственная дисциплина -это
процессы, в ходе которых зрелые, взрослые люди постепенно поднимают
на ноги беспомощное дитя до того момента, когда оно само сможет позаботиться
о себе. Смысл детства заключается в развитии человека до состояния
независимого взрослого под руководством людей, уже достигших этого состояния.
Таким образом, процесс образования как основной смысл жизни
достигает своей цели тогда, когда молодой человек избавляется от социальной
зависимости.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.