Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
IV
Все сказанное ранее нуждается в иллюстрации. Какие особые проблемы
и вопросы данное философское движение выдвигает на место прежних
проблем, настолько никчемных, что они лишь мешают философии исполнять
приличествующую ей в современном мире роль? Если я отвечу, что
философии нужно как минимум навести порядок в собственном доме, то
вы, наверное, решите, что от круга человеческих вопросов и проблем я снова
возвращаюсь к более техническим аспектам профессиональной философии.
Такой упрек мог бы быть справедливым, если бы то нечто, что стоит
убрать из философских доктрин, не препятствовало осознанию нашей человеческой
ситуации, не искажало ее. Вот вам один показательный пример.
Философы отделили «дух» от «материи», вознесли то, что было принято
считать идеальным и духовным, на самую вершину бытия, а то, что называлось
материальным и мирским, низвели на низшую ступень; все это, несомненно,
было отражением экономического и политического деления общества
на классы. Рабы и ремесленники (располагавшие не большей политической
свободой, чем бесправные рабы) имели дело с «материальным», то
есть просто со средствами к хорошей жизни, в которой им не было места.
Свободные граждане ничуть не стремились к тому, чтобы делить с ними
труд, который считали низменным. Отсюда совершенно естественно вытекало
обособление высшего, то есть разумного и теоретического, познания
от практического, то есть низшего, вспомогательного, связанного с простой
рутиной, а также возникал раскол между идеальным и материальным.
Откровенное рабство и крепостничество остались в далеком прошлом.
Но обстоятельства современной жизни все еще поддерживают раскол между
этими видами деятельности—сравнительно неблагородной, обслуживающей,
с одной стороны, и свободной, духовной—с другой. Некоторые педагоги
уверены в том, что делают доброе дело, подчеркивая существенные
различия между дисциплинами, которые они называют гуманитарными и
механическими, утилитарными. Обособление экономических, коммерческих
и финансовых вопросов от политических и моральных привело к созданию
весьма влиятельных экономических теорий, которые тем самым как бы
доказывают целесообразность такого обособления. Философии, чтобы соответствовать
новым условиям, предстоит выполнить трудную миссию избавиться
от идей, которые, по всей видимости, только закрепляют подоб
143
142
ную обособленность и, несомненно, препятствуют созданию средств и программ,
с помощью которых наука и технология (как прикладная сфера науки)
смогли бы решать более человечные, более гуманитарные задачи, чем
сегодня.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.