Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
В-третьих, связь свободы с существующим распределением возможностей
для действия означает не только то, что не бывает такого явления, как
абсолютная свобода, но также непременно указывает на то, что всюду, где
есть свобода в каком-то отношении, в другом отношении есть
ограничен-ность прав. Система свобод, наличных в какое-то время, с
другой стороны, всегда является системой ограничений и контроля,
существующей в то же самое время. Невозможно делать что-либо вне
связи с тем, что могут и не могут делать другие.
Эти три положения носят общий характер. Но от них не стоит отмахиваться
как от всего лишь абстракций, поскольку в приложении к идее либо
действию они говорят о том, что допрос свободы всегда есть вопрос социальный,
а не личный. Ведь доля свободы, присущая любому индивиду, за-висит от текущего
распределения сил или свобод, а это распределение есть не что иное, как реальный
общественный порядок - юридический, полити-ческий и особенно актуальный сегодня
экономический.
Вернемся теперь к тому факту, что великие исторические движения за
освобождениечеловека всегдабыли направленына изменение господству-ющих
институтов,аникакненаобеспечениеихнеприкосновенности.Изранеесказанного
следует, что эти движения нацеливались на перераспреде-ление возможностей
для действий -а возможность мыслить и выражать свои мысли и есть
возможность действовать, -таким образом, чтобы в результате сложилась
более сбалансированная, выдержанная, однородная и справедливая система
человеческих свобод. Современное движение за контроль над производством
и кредитно-финансовой сферой представляет собою лишь часть этой бесконечной
борьбы человека. Настоящие попытки определить свободу в понятиях ее
существующего распределения есть, по сути, то же самое, что попытки
оставить без изменений нынешнюю систему контроля над силами, социальных
ограничений и ранжиров. Я не могу сейчас углубляться в вопрос о природе
и последствиях данной системы. Пусть тот, кого она устраивает, опирается на
концепцию свободы, выдвинутую, скажем, Лигой свободы* и отражающую
214
современную экономическую систему. Только бы он не был столь глуп, что
бы думать, будто вопрос ставится так: либо свобода -либо ограничения и
регламентации. Ведь на самом деле деле суть вопроса в следующем : либо одна
система контроля над социальными возможностями, которой определяется
распределение свобод, либо какая-нибудь другая система социального контроля,
согласно которой сложится другое распределение свобод.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.