Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Он не пробует обозначить и ограничить то, что сохраняется постоянным в
процессе изменения Он старается описать постоянный порядок самогоизменения.
И хотя слово «постоянный» присутствует в обоих данных предложениях,
значение его оказывается не одним и тем же. В первом случае мы
имеем дело с чем-то постоянным в бытии, физическом либо метафизическом;
вовторомслучае -счем-топостояннымв функцииидействии.Первое
постоянство есть форма независимого существования; второе служит формулой
описания и расчета взаимозависимых изменений.
Вкратце повторим, что классическое мышление основывалось на феодальной
модели порядка классов или видов, при котором каждый «получал
» от высшего и передавал к низшему руководство для действия и службы.
Подобная черта отражает и наиболее точно копирует общественную ситуацию,
которую мы уже рассматривали. У нас имеется довольно отчетливое
представление об обществе, организованном на феодальной основе. Семейный
принцип, принцип родства здесь крайне силен, и это суждение окажется
особенно верным, как только мы обратимся к социальным верхам.
В нижних слоях общества индивиды более или менее сливаются с массой.
Когда все люди принадлежат к одной стае, нет никаких оснований различать
их по происхождению. Совсем иначе обстоят дела в привилегированном
и господствующем классе. Родовые связи изначально определяют здесь
внешние границы группы людей, сообщая им отличие от других, и способствуют
внутренней спайке членов группы друг с другом. Родство, род, класс,
происхождение-синонимичныепонятия,берущие истокивсоциальном и
конкретном и восходящие к специальному и абстрактному. Поэтому родовые
связи являются символом общей природы, символом чего-то универсального
и постоянно воспроизводящегося в отдельных индивидах, придающего
им подлинное и объективное единство. В силу принадлежности тех
или иных личностей к роду они истинно, а не просто условно объединяются
в класс, так как отвечают неким его уникальным критериям. Все современники
объединены в объективном союзе, который включает их предков и
потомков и исключает всех, кто принадлежит к иному роду или виду. Несомненно,
что подобное дробление мира на разрозненные виды -природа
каждого из которых качественно отлична от природы других родов и которые
соединяют друг с другом бесчисленное множество различных индивидов,
не позволяя их личным особенностям превысить установленный предел, может
быть без преувеличения названо проекцией семейного принципа
на мир в целом.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.