Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Если бы универсальное
не развилось как посредник в разрешении конфликтной ситуации
точно такого же рода, как та, в которой оно в дальнейшем будет находить
применение, это применение было бы абсолютно произвольным и, как следствие,
логически беспредельным. Деятельность по отбору и применению
есть деятельность логическая, а не внелогическая как раз потому, что отобранные
и используемые инструменты создавались и совершенствовались
именно ради такого последующего отбора и применения1.
b) Индивидуализированное действие (или выбор) в суждениях тождества
имеет место не только в процессе отбора из комплекса альтернатив од
1 Представленная здесь точка зрения, без сомнения, носит выраженный прагма
тический характер. Однако некоторые формы прагматизма не внушают мне уверенности
в том, что полностью разделяют ее. В них, мне кажется, порой звучит мысль о
том, что рациональный или логический подход хорош только до определенного момента,
но его внешние границы строго фиксированы и поэтому в критических пунктах
следует уповать на соображения сугубо иррационального или внелогического
порядка, и именно подобное упование отождествляется ими с выбором и «деятельностью
». Тем самым практическое и логическое противопоставляются друг другу.
Это совершенно обратно тому, что стараюсь доказывать я, то есть что логическое
есть существенное или органичное отражение практического и что оно, следовательно,
реализует собственные логические базис и цель, когда функционирует как
практическое. Я вовсе не стремлюсь показать, что то, что мы сегодня называем
«наукой», извне ограничено этическими соображениями и поэтому наука не может
внедриться в сферу этического; нет, все в точности до наоборот: иными словами,
именнопотому,чтонаукапредставляетсобоймодельрегулированиянаших
деятельностныхотношенийсмиромпереживаемыхвопытевещей,этическийопыт
тоже крайненуждаетсявтакойрегуляции.Под«практическим»жеяимеюввиду
исключительноуправляемыеизменениявсфереценностейопыта
ного особого, подходящего к случаю предиката, но равным образом и в определении
«этого», или субъекта. Студентам-логикам знакомо разграничение
между фактом единичности и качествами, или отличительными чертами,
единичного,—разграничение, обозначавшееся по-разному: либо как
между«это» и «каково это», либо как между«это»и «признакомэтого»1.
Понятие «признак этого» относится к качеству, которое, даже будучи конкретно-
чувственным (вроде горячего, красного, громкого), может все же в
своем точном значении принадлежать с равным успехом большому количеству
частностей.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.