Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Я
постараюсь показать, что научное суждение как формулировка связи условий
имеет свой источник и развивается и применяется для особой и единственной
цели — чтобы акты суждений по индивидуальным и исключительным
случаям могли протекать беспрепятственно и давать весомые результаты.
Иными словами, я попробую показать, что речь не идет о ликвидации
специфических качеств этического суждения посредством сведения его
к другому логическому типу, характерному для так называемых суждений
науки,—именно потому, что логический тип, свойственный тем суждениям,
которые все считают научными,—это тип, уже должным образом учитывающий
как индивидуальность ситуаций, так и деятельность человека.
Затем, во вторую очередь, я попробую показать, что индивидуализированные
этические суждения нуждаются в контроле со стороны общих, родовых
положений, в которых постулируется связь соответствующих условий во всеобщей
(или объективной) форме; и что исследование возможно направлять
таким образом, чтобы в итоге прийти к подобным универсалиям. И наконец,
я коротко определю три типичные линии, в соответствии с которыми
должны строиться такие общие научные положения, если мы хотим получить
научную интерпретацию этики.
Раздел 3. Природа научных суждений
Предположение о том, что научные суждения гипотетичны, поскольку
они носят универсальный характер, до недавнего времени было практически
общим местом логической теории. Безусловно, в каком-то смысле это
291
290
предположение содержит несомненную истину. Целью науки является за
кон. Закон адекватен в той мере, в какой он имеет форму если не уравнения,
то хотя бы формулы постоянства, отношений, порядка. Ясно, что всякий
закон, представленный формулой порядка или его уравнением, отражает со
бой и в себе не индивидуальную действительность, а определенную связь
условий. До этого момента оснований для спора как будто не возникает.
Однако те, кто твердит нам, что такая прямая и очевидная сопряженность
науки с общими положениями исчерпывает все логическое значение науч
ного метода, тем самым игнорируют определенные фундаментальные пред
посылки и определенные фундаментальные следствия, таким образом зара
нее предрешая судьбу этого логического вопроса. На самом деле вопрос со
стоит не в том, стремится ли наука к положениям, имеющим форму универ
салий, или к формулам взаимосвязи условий, а в том, каким образом она.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.