Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Они узкоспециальны и абстрактны, потому что пока еще не стали
привычным объектом чувств и воображения.
Мы начали с указания на то, что европейская философия возникла в тот
момент, когда интеллектуальные методы и научные результаты отмежевались
от социальных традиций, закреплявших и воплощавших в себе плоды
спонтанных желаний и представлений. Мы отметили, что с тех пор перед
философией всегда стояла проблема примирения сухого, скудного и постного
научного мировоззрения с упрямо напоминавшим о себе горячим и щедрым
потоком образных верований. Понятия возможности, прогресса, свободного
движения и бесконечно богатого выбора ввела в обиход современная
наука. Но до тех пор, пока они изолированы от воображения, наследие
неизменных, раз и навсегда упорядоченных и систематизированных идей о
веществе и механизме будет, словно мертвый груз, давить на эмоции, парализуя
религию и извращая искусство. Как только освобождение человеческих
способностей перестанет казаться угрозой для организации и сложившихся
институтов, чем-то практически неотвратимым и к тому же могущим
нарушить консервацию самых дорогих ценностей прошлого, как только
оно начнет действовать в качестве творческого социального фактора, искусство
больше не будет казаться роскошью, чем-то чуждым в море повседневных
забот о добыче насущного хлеба. Если перевести это на язык эконо
мики, добыча средств к существованию окажется заодно с достижением та
131
130
кой жизни, которая стоит того, чтобы жить. И как только мы сможем непринужденно
ощутить всю эмоциональную, а кто-то, возможно, скажет «мистическую
», силу общения -этого зеркала совместного существования и
совместного опыта, -то всю тяжесть и грубость современной жизни искупит
такой благодатный свет, который еще никогда не сиял над землей или
морем.
Поэзия, религия, искусство -это великие ценности. Их нельзя сохранить,
задержавшись в прошлом и тщетно пытаясь реставрировать то, что
было сломлено всем ходом событий в сфере науки, производства и политики.
Они представляют собой цвет мыслей и желаний, которые незаметно
вследствие многих и многих тысяч повседневных ситуаций и контактов
составляют ресурсы воображения. Не следует ждать, что они встретятся в
опыте; их нельзя заставить реализоваться. Дух дышит, где хочет*, и к
царству Божию в таких вещах ведет не наблюдение. Но если нельзя сохранять
или возвращать к жизни посредством осознанной воли те источники
религии и искусства, доверие к которым было утрачено, то вполне осуществимо
такое развитие живых и насущных истоков религии и искусства,
которое только можно себе представить.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.