Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Нельзя
усомниться в том, что очевидность, обеспечиваемая тем фактом, что подобные
события в прошлом доказали свою способность дарить нам удовольствие,
является твердым очевидным основанием того факта, что при аналогичных
условиях такое же явление доставит нам удовольствие в будущем.
Вместо того чтобы подтверждать заявление м-ра Райса о том, что удовольствие
от будущего, испытываемое в настоящем, служит дополнительным
очевидным основанием, это скорее показывает нам, что очевидность, обеспечиваемаядругимитакимиявлениями,
требуетсядлятого, чтобыудовольствие,
о котором говорится в примере, обрело качество как ценность. Повторяю:
я не настаиваю на том, что оценочное суждение непременно должно
вклиниться в действие. Наша реакция может заключаться непосредственно
в том, что мы отправимся на спортивную площадку или в концертный зал.
Если м-р Райс каким-нибудь чудом не признает, что всякое наличие источ
336
ника удовольствия есть ipso facto1 также и случай наличия оценочного
суждения, то какие же условия, согласно ему, могут приводить к
суждению о явлении, приносящем нам удовольствие в случае, когда его
статус как ценности несомненен?
Но читатель имеет возможность и сам для себя проанализировать примеры,
приведенные м-ром Райсом, и решить, являются ли они на самом деле
иллюстрациями того факта, что непосредственные источники удовольствия
обеспечивают дополнительную, и даже prima facie, очевидность в суждениях
относительно ценности, или же того, что вопрос о ценности явления,
приносящего удовольствие, фактически решает очевидность, дополнением
к которой называет их м-р Райс. И если бы мы увлекались лишь словесной
баталией с м-ром Райсом, а не обсуждением предмета как такового, то я бы
еще сказал, что введение словосочетания prima facie само по себе служит
достаточным указанием на то, что именно последняя из двух альтернатив
характеризует фактическую сторону дела.
4. Несколько вопросов относительно ценности
Когда я анализирую ту обескураженность, которую мне недавно при-шлось
испытать в связи с дискуссией о ценности, то нахожу, что она скорее проистекает
из ощущения того, что мы слишком мало продвинулись в определении основных,
предполагаемых в рамках этой дискуссии вопросов или спорных моментов, нежели
из того факта, что взгляды, которых придерживаюсь лично я, не удостоились
всеобщего одобрения. Четкость как характерная черта последней статьи доктора
Гейгера2 * побуждает и меня попробовать сделать что-либо для прояснения этих
основных спорных моментов, уделяя лишь ту долю внимания самим данным
вопросам и их решениям, благодаря которой сущность этих вопросов может стать
более выпуклой.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.