Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Но в том, что столь многие из этих юных
личностей лишены интеллектуальной почвы и не могут уверенно стоять на
земле, в том, что они не имеют ощущения перспективы, без которой нет и
ориентиров, в том, что у них нет интуитивного видения причин экономического
и социального упадка и нет понятия о выборе цели, — во всем этом
виновата система. Без сомнения, плохо не иметь работы. Но еще большее
зло, когда эти молодые люди обнаруживают, что не располагают и ключом к
тем обстоятельствам, в которых они живут, и в интеллектуальном и моральном
смысле оказываются в проигрыше так же, как в смысле профессиональном
и производственном.
Я вовсе не хочу сказать, что школам следует готовить молодежь к пониманию
проблем, которыми удручены зрелые и опытные люди. Но я утверждаю,
что образование, если это действительно образование, должно давать
молодым старт, подкрепленный неким единым представлением о типе того
мира, в котором они живут, о тенденциях, в которых он развивается, и роли,
которую им предназначено в нем сыграть. Школы должны были бы снаб
196 197
жать их своего рода интеллектуальным и нравственным ключом к современному
им образу мира. Но мешанина из различных видов школьных занятий,
преследующих культурные, профессиональные и дисциплинарные цели
(которые, помимо того, еще и конфликтуют друг с другом), к тому же преследующих
эти цели при помощи методов, которые частично апеллируют к
индивидуальным способностям, а частично механизируют мысль и деятельность
индивидов, эта мешанина дает весьма слабую подготовку к встрече с
реалиями, стоящими сегодня перед молодежью. В некоторых странах сочетание
экономической незащищенности с недостатком интуитивного видения
общественных сил и движений привело к тому, что молодые люди стали
самыми податливыми и горячими приверженцами фашизма. Нам повезет,
если нечто подобное не случится и здесь.
Сказанное мной носит общий характер. Но всякий, кто немало знает о
наших школах, можетдетализировать мои слова, обратившись, например, к
тому, как много времени и энергии учащихся по-прежнему уходит на простое
накопление информации и усвоение навыков механического типа. Более
того, информация, которую сперва зазубривают, а затем весьма слабо
помнят, отбирается вовсе не по какому-то особенному принципу; большая
ее часть доводится до учащихся лишь на том основании, что ее преподавали
и раньше. Для пересмотра всей ее структуры с целью отобрать и организовать
информацию таким образом, чтобы выпускники располагали ощущением
важности изученного ими для современного мира, серьезных усилий
не предпринимается.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.