Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Времена всеобщего невежества и массовой безграмотности фактически
отождествлялись со временами деспотического, репрессивного государственного
правления. Таков третий параграф веры: все философы-обществоведы
были убеждены в том, что действия властей не могут не быть более или
менее деспотичными, что всякое проявление власти сродни искусственному
вмешательству в ход природных взаимодействий. Поэтому предполагалось,
149
что распространение знаний и демократических институтов должно способствовать
постепенному, но неуклонному ослаблению сил политического
государства. Считалось, что свобода глубоко укоренена в самой природе человека
и по мере распространения рациональных знаний она сможет заботиться
о себе сама при помощи лишь минимума политической воли, который
будет состоять в обеспечении внешнего правопорядка.
Еще одна статья старой веры—это всеобщая надежда на то, что огромный,
почти неоценимый рост производительности труда, связанный с промышленной
революцией, обязательно повлечет за собой подъем уровня жизни
в целом до такой степени, что крайняя нищета практически исчезнет.
Предполагалось, что достойное экономическое существование, респектабельное,
как всякая жизнь в достатке, будет обеспечено каждому физически и
нравственно нормальному человеку.
Ход событий, высшей точкой которого явилась современная ситуация,
сам по себе, без помощи каких-либо искусных доказательств, ясно свидетельствует
о том, как жестоко должны были обмануться те, кто разделял эти
большие надежды. Вопреки упованиям на всеобщий мир произошли две
войны мирового масштаба, разрушительной силе которых не было равных в
истории. Вместо того чтобы наблюдать постоянное и неуклонное развитие
равенства и демократических свобод, мы видим расцвет мощных тоталитарных
государств с полным подавлением свободы совести и самовыражения,
превзошедших самые деспотичные из известных истории режимов. В
сфере законотворчества и юрисдикции—этих важнейших орудий обеспечения
того, чтобы свобода большинства была тверда и реальна,—сегодня
фактически возрастают масштабы и роль властного произвола. Вместо упрочения
экономической стабильности и приближения к победе над бедностью
мы имеем сегодня потрясающее усиление глубины и распространенности
промышленного кризиса, в условиях которого все больше работников с
трудом находят себе применение. Социальная нестабильность достигла такой
точки, которая может стать началом революции, если этой тенденции не
положить конец.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.