Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Муссолини* как-то заметил, что демократия ушла в прошлое, изжила
себя, поскольку люди устали от свободы. В данном высказывании есть доля
истины: не в том, что время демократии прошло, — мы по крайней мере
надеемся, что это не так, — а в том, что человек действительно устал от
свободы, от политической свободы и ответственности, от обязанностей, бремя
которых ложится на нас с принятием этой политической свободы. Ее воспитательный
принцип и действие гораздо более глубоки, чем в приведенном
мной примере, поскольку нам так или иначе—теоретически, на сло
вах, либо практически, на деле,—приходится отвечать на ее вопрос: хотим
ли мы быть свободными существами, вполне полагающимися на самих себя,
и нести ответственность и долг, связанные с позицией активного члена общества?
Значение демократии, в отличие от любой аристократической формы
общественного управления и политической власти, в особенности значение
политической демократии, конечно же далеко не исчерпывающей всего разнообразия
ее сфер, выразил Авраам Линкольн**, который сказал, что ни
один человек не может быть мудр и хорош настолько, чтобы править людьми,
не спрашивая их согласия, не выражая каким-то образом от их имени их
собственные нужды, желания и их личные представления о том, как следует
вести общественные дела и решать общественные проблемы.
Однажды некая женщина рассказывала мне, как она спросила очень известного
американского государственного деятеля, что бы тот сделал для лю
157
156
дей своей страны, если бы был Богом. «Ну, так сразу на ваш вопрос не ответить,
— сказал он. — Я бы обратился к людям и понял, что им нужно, а
затем постарался бы дать им это». — «Да, знаете ли, именно такого ответа я
и ждала от вас, — сказала ему женщина. — Есть люди, которые должны
интересоваться, что нужно другим, а потом уже пытаться им это дать».
Подобное опрашивание людей с целью выяснить, что они предпочитают,
в чем нуждаются, какие мысли имеют, составляет существенную часть
демократической идеи. Мы хорошо знаем, что это важнейший вопрос практической
демократической политики, поэтому, возможно, даже не думаем о
нем, используя свое право на ответ. Данная практика имеет воспитательное
значение, поскольку она возлагает на нас как индивидуальных граждан демократического
общества обязанность размышлять над тем, чего мы как
личности хотим, каковы наши потребности и проблемы.
Очень схожую мысль выразил доктор Феликс Адлер*.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.