Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Как
я уже многократно повторял, отдельный человек науки может интересоваться
исключительно математическим аспектом вопроса и с точки зрения
исторического развития науки идти, таким образом, плодотворным путем.
Но, взятый сам по себе, данный факт не является решающим примером
актуальной роли и функции математического материала.
(3) Теперь я обращусь к другому разделу критики Хокинга, связанному
со второй половиной его суждения: «чем больше мысли, тем больше реальности
» — с половиной о «реальности». До сих пор моя критика критики
Хокинга касалась лишь первой части его утверждения. Эта часть моей критики
сводилась к тому, что, хотя Хокинг не посягнул на континуальность
связей опытаи природы, он, по моемуубеждению, разрушилдругое, аименно
—связь между одним из аспектов опыта, то есть мышлением, с другим аспектом,
то есть восприятием. Далее последствия такого искусственного
разрыва, как мне кажется, проявляются в том, что он говорит о «реальности
». Он вполне верно полагает, будто одно из значений реальности заключается
в «независимом бытии, от которого зависит все остальное»; такое
независимое бытие Хокинг усматривает в «содержании истинного суждения
», а это высказывание, как мне представляется, в почти до ужаса откровенной
манере свидетельствует об изоляции одного вида опыта и опытного
материала от других видов и связанных с ними вещей, поскольку Хокинг
продолжает в том духе, что природа как содержание истинного суждения
или объект правильной мысли, выступающей в качестве единицы познания,
есть независимая реальность, по отношению к которой опыт является зависимым
производным.
Боюсь, что нынешняя реальность представляет собою более чем двусмысленный
мир. Двойственность и ненадежность придают ей отнюдь не
только те два значения, которые Хокинг предлагает нам, чтобы мы могли
интерпретировать «независимость» и «зависимость» с предложенных им
позиций. Ведь существует и четкий прагматический смысл «зависимости»
и «производности», который тоже отражается на значении самого скользкого
из всех философских понятий—«реальности». Объекты познания, уже
однажды освоенные, выполняют, как я уже говорил, функцию направления
всех других материалов. Поэтому статус и ценность последних как таковых
зависит от объекта познания. Ученые похоронили идею эфира, как только
она перестала хоть сколько-нибудь отвечать задаче ориентирования исследований.
Квантовая теория, напротив, стала играть более важную роль, так
как оказалось, что она эффективно и плодотворно направляет научные интересы.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.