Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Какое отношение имеет все сказанное к образованию? Ответ на данный
вопрос мы можем почерпнуть из того факта, что люди, выступающие с нападками
на науку, главным образом критикуют растущее внимание наших
школ к науке и ее использованию в профессиональном обучении. Живя в
мире, который всем, что в нем есть сегодня, обязан большей частью науке и
технологии, они тем не менее полагают, что образование должно повернуться
вспять, а не стремиться даже к той степени признания, которую получили
наука и технология. Они призывают нас обратить взоры к идеологии Средневековья,
в которой так называемые искусства отождествляются с литературным
творчеством: ситуация, естественная для времен, когда человек еще
не был испорчен знанием о природе и когда литература служила готовым
средством преодоления интеллектуального варварства—невежде достаточно
было познакомиться с достижениями греко-римской культуры. Их предложение
настолько далеко от реалий современного мира и так легко игнорирует
факты, что нам очень хочется махнуть на него рукой как на пустую фантазию.
Но было бы трагической ошибкой столь беспечно отнестись к реакционной
критике, поскольку за ней скрываются те самые силы, которые держат
науку в застенке с табличкой «материалистическая и антигуманная» и
тем самым закрепляют традиции и правила, лишившие все то, что считается
нравственно «идеальным»,способностикдействию, ато, чтосчитается«материальным
», —человеческого значения.
Позвольте мне ненадолго вернуться к началу, где речь шла о том, что
основной ошибкой обществоведов-идеалистов была вера в способность так
называемого «естественного закона» вести нас к желанной цели, оставляя
совместной деятельности людей несущественную роль в этом процессе. Теперь
настало время понять, что предпочтения и воля человека и есть тот
стратегический центр, от которого зависит достижение столь всеобщей цели,
как мир между народами, обретение экономической стабильности, использование
политических мер обеспечения свободы и равенства и всемирное
дело демократизации общественного порядка. Каждый, кому близко данное
убеждение, неизбежно приходит к мысли об основополагающей роли образования
в развитии таких нравов и видов на будущее, которые ведут к господству
мира, демократии и экономической стабильности и к тому же стремительно
его приближают.
Но стоит нам это понять, как мы сразу увидим, что наше школьное обучение
на деле очень мало заботится об активном участии науки и технологии
в формировании наших позиций и наклонностей и в укреплении таких
видов знания, которые могли бы помочь мужчинам и женщинам справляться
с их сегодняшними проблемами.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.