Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Но эмоции
и комфорт ничуть не равноценны пониманию и интуиции, а также тому
пути, на который эти последние могут нас наставить. Данное движение обвиняют
в игре на руку «релятивизму», полагая, что «релятивизмом» называется
неприятие стандартов и вытекающее отсюда тяготение к хаосу. Действительно,
направление, о котором мы говорим, утверждает, что, поскольку проблемы
и вопросы философии не являются вечными, они должны быть тесно
увязаны с потребностью, рождающей их в определенном пространстве и
времени. Если под «состоянием философии» имеется в виду ее настоящее
состояние, то тем самым подразумевается, что ей следует иметь дело с вопросами,
актуальными именно в настоящем. Термин «относительность» стал
чем-то вроде пугала, которое должно отбивать у философов охоту к критическим
нападкам на разный «абсолютизм». Каждый из известных мировой
истории классовых интересов защищался от попыток анализа своей претензией
на «абсолютность». Любой социальный фанатизм, правый или левый,
находит себе прибежище в крепости из принципов, слишком абсолютных
для того, чтобы их можно было подвергнуть сомнению либо исследованию.
Абсолютный значит обособленный, а об обособленном нельзя судить на основе
тех связей, которые мы можем подвергнуть уже привычному анализу.
«Относительность», характеризующая рассматриваемое нами движение, присуща
любому научному исследованию, поскольку последнее единственно
полезные для себя «стандарты» находит в реальных связях вещей, связях, которые
в результате обобщения получают имя пространственно-временных.
Пространственно-временные параметры отличают все нынешние достижения
научного исследования. Нелепо предполагать, что эти достижения
ограничены уникальными случаями. Напротив, они обретают все более общий
характер, поскольку неуклонно расширяющиеся связи нужны именно
обобщениям науки, чтобы они не зависли в словесном вакууме. Все это касается
и философии, которая использует методы и выводы достоверного исследования
в качестве инструментов для изучения ценностей, определяющих
сегодня привычки, законы и стремления людей. Ни один фрагмент связей
пространства и времени, обусловливающих суждения по тем вопросам,
которые насущны сегодня и сейчас, не может быть чересчур обширным или
длительным. Изоляцией и ограниченностью чревата не «относительность»,
а абсолютность. В конце концов причина, из-за которой абсолютизм так карикатурно
ополчается на относительность, заключается в том, что поиск связей
между событиями представляет собой верный способ сокрушить то привилегированное
право на свободу от анализа, которым очень дорожит лю
бая форма абсолютизма, однажды приписав его себе.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.