Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Полагаю, что еще не бывало такого деспота, крупного или
мелкого, который не обосновывал бы свой произвол тем, что его объекты
якобы непригодны для самостоятельного участи в управлении. Я не хотел
бы сравнивать администраторов с деспотичными политиками. Все происходящее
в школах в целом больше обязано обычаям и привычкам, чем какойто
намеренной деспотии. Но, как ранее указывалось, привычное отлучение
людей от участия в управлении приводит к таким печальным последствиям.
как снижение у них чувства ответственности за свои дела и их результаты. В
пользу демократии говорит тот факт, что лучший способ развить инициа
тивность и созидательные способности—это их упражнять. Способности,
равно как и интересы, возрастают от применения на практике. Более того,
аргумент о «неспособности» быть ответственным говорит вообще о чрезвычайно
многом. Если эта неспособность настолько серьезна, что ограничивает
преподавателя всегда и во всем, то от него нельзя ждать и той доли
интеллекта и мастерства, которые требуются для исполнения данных ему
указаний. Деликатной и сложной задаче воспитания у молодых людей характера
и здравой рассудительности надо служить максимально подвижнически
и вдохновенно. Успеху этой работы не может не помогать такое понимание
педагогом того, что он делает, которое проистекает из его участия в
формировании руководящих идей образования.
Педагог, дающий уроки,—это человек, постоянно непосредственно
контактирующий с теми, кто пришел учиться. Должность администратора,
для сравнения, предполагает в лучшем случае непрямой контакт с учениками.
Если в мире есть такая работа, для осуществления которой необходимо
сохранять все лучшее в наличном опыте с тем, чтобы оно обогащало опыт
последующий, то это работа педагога. Я часто поражаюсь тому, как много
утрачено традиционной системой. В некотором смысле потеряна даже лучшая
часть эффективного капитала, накопленного преуспевшими педагогами.
Теперь она уже не может свободно переходить к другим учителям, которым
бы оказалась полезной. Но разве не умножаются эти утраты в крайне
существенной степени оттого, что учителя сегодня не призваны совершать
такой взаимообмен успешными методами и достижениями, который мог бы
систематически влиять на всю школьную политику? Добавьте к данным упущениям
еще тот факт, что учитель в классе обязан больше внимания посвящать
предметам и курсам, которые сам он не считает того заслуживающими,
и общая сумма потерь подтолкнет нас к беспристрастному выводу, что
отсутствие демократических методов есть крайне серьезная и единственная
причина всех недостатков образовательного процесса.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.