Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Но в свободном,
органичном определении необходимых человеку нравственных ориентиров
они не участвуют, там все зависит от доминирующих условий жиз
138
нии актуальной иерархии целей и ценностей. Судьбу этих самых важных
вещей поэтому решают привычки, предрассудки, классовый интерес и традиции,
закрепленные в институтах, плоды которых некая верховная сила
предназначила большей частью их же управителям. В связи с этим особого
упоминания заслуживает одно из последних течений в философии. Оно попрежнему
верно идее о том, что основной интерес философии адресован
некой сверхреальности, направление поиска которой задают главным образом
математика и подобная ей символика; но при этом оно совершенно ниспровергает
аспект философии, всегда именовавшийся «поиском мудрости»,
фактический уход современной философии от политических и нравственных
тем данное течение возводит в официальный идейный отказ от всякой
целесообразности разумного внимания к ним. Оно зиждется на том взгляде,
что практические действия людей, будучи, конечно, полны великой и глубочайшей
важности, все же представляют собой продукт мнений и ценностей,
а следовательно, по самой своей природе они не подвержены суду интеллекта,
равно как и осуждению либо признанию, построенным на каких-то
разумных основаниях. Данное движение в самой пламенной форме привержено
идее древних греков, согласно которой «теория», по существу, первична
по отношению к любой разновидности практического интереса, интереса
к вещам, которые меняются и текут, создавая своеобразный резонанс с
вечностью Бытия. Кое в чем, однако, это течение даже «превосходит» классическуюдоктрину.
Врамкахэтойдоктриныпрактическаядеятельностьсчиталась
материалом для высших форм знания. Согласно современному направлению,
нравственные деяния с их спецификой—«внутренними» ценностями,
или «самоцелями», ни с какой из возможных форм познания вообще
не могут соприкасаться.
Один яркий представитель этой школы современной мысли недавно
написал, что «действия людей в бесчисленном множестве важных аспектов
всегда зависели от представлений самих людей о мире и человеческой жизни,
равно как и о том, что есть добро и зло». Но еще он написал, что представления
о «сути добра и зла», которых держится человек, целиком и полностью
зависят от его пристрастий и антипатий. Эти последние в свою очередь
настолько индивидуальны и личны -в понятиях философии «субъективны
», -что не способны производить суждения, имеющие «объективную
» основу.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.