Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Учитывая, что
столь многие педагоги предпочитают держаться в стороне от борьбы людей
ручного труда за свои собственные позиции, лояльность последних по отношению
к школам просто трогательна, чтобы не сказать поразительна.
III
Словосочетание «академическая свобода» не вызывает у меня особого
восторга, тем более если попристальнее взглянуть на прилагательное «академическая
». Предполагается, что оно, скорее, говорит о чем-то далеком и
специфическом. И действительно, это слово часто употребляют с оттенком
высокомерия. Но реальность, которая обозначена данным словосочетанием,
имеет сама по себе куда больше значения, чем любая формула, используемая
для того, чтобы его донести. Свобода образования— вот о чем речь
(я чуть не сказал: «вот что поставлено на карту»). И поскольку образование
— это деятельность, протекающая не в вакууме, а осуществляемая человеческими
созданиями, то конкретная свобода образования состоит в свободе
учащихся и педагогов—свободе школы как образовательного ведомства.
Думать об учащихся, говоря о свободе образования, даже более важно,
чем думать при этом об учителях; по крайней мере, если допустить, что они
легко разделимы. Свобода учителей является необходимым условием свободы
школьников обучаться.
Я уже где-то указывал на то, что «бесплатные школы» — это цель, к
которой американский народ исторически устремлен столь преданно, как,
вероятно, ни к какой иной цели, поставленной в нашей совместной жизни.
Однако все значение бесплатных школ еще далеко не полностью впитано
общественным сознанием и практикой нашей образовательной системы.
Свобода от оплаты стоимости образования, ее опора на налоговый порядок
есть непременное условие для школ, стремящихся быть свободными от всеобщего
доступа. От данного аспекта бесплатности образования дело дошло
и до бесплатных учебников, бесплатных библиотек и в некоторых школах
До бесплатных стоматологических и других медицинских услуг, а также бесплатных
завтраков для тех, кто не может за них платить. Но все эти проявления
свободы в конечном итоге второстепенны по отношению к свободе об
186 187
разования как общественного мероприятия, в рамках которого формируются
характер и интеллект. Внутри самой школьной системы существует множество
ограничений, налагаемых на моральную и интеллектуальную свободу
образования. Последняя связана и зачастую просто стеснена властью
традиций, возникших при иных, не современных обстоятельствах.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.