Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Здесь есть решающее различие. Причин, по которым мы призвали ваше
внимание к реалиям общепринятого словоупотребления, целых две. В связи с ним,
безусловно, возникает вопрос о взаимоотношении оценивания и
ценности. Оказывает
ли оценивание влияние на вещи, изменяет ли оно вещи, которые мы прежде ценили
—в значении «дорожили» ими (желали их, предпочитали, считали объектами удовольствия),
—или же оценочное положение только передает тот факт, что данной
вещью или личностью дорожат (ее любят, ею наслаждаются, ее превозносят) в
действительности? Если верно последнее, то какую функцию выполняет
осмысление ценности? Справедливо ли мы порой поднимаем вопрос о том, что нам
следует всегда рассматривать и трактовать как ценные те вещи, которые мы высоко
чтили (желали, предпочитали и прочее) когда-либо ранее? В последнем случае нам
придется предположить, что функцией аналитического исследования (осмысления)
является определение ценностного статуса интересующих нас вещи либо персоны.
Другая причина привлечь ваше внимание к спонтанному употреблению
оценки и
оценивания как взаимозаменяемых слов заключается в нашем
намерении поставить вопрос о том, на что указывает несомненная разница
между непосредственной, уже вынесенной, оценкой и неопределенностью
процессаоценивания, —наих обособленностьдруготдругаилинараз ность
акцентов. Если непосредственно оценка включает в себя элемент
признания свойств оцененной вещи или человека как оснований для почитания,
поклонения, стремления, симпатии и прочего, то различие между ней
и сугубым оцениванием лежит в сфере акцентов и степеней, а не относится
к характеристикам незыблемых видов. Расценивание в этом случае представляет
собой более или менее упорядоченную стадию того, что уже выразилось
в высокой оценке. Если оценка исключительно иррациональна, если
в ее основании нет вообще ничего «объективного», то речь идет о полном
1Если и далее интерпретировать ценность в таком направлении, то можно
прийти к тому, что феномен качества «ценность» является генетически и
функционально преемственным не только с физиологическими актами,
обеспечивающими защиту и сохранение жизненного процесса, но и с
физико-химическими взаимодействиями, которые поддерживают
стабильность целого, несмотря на изменения отдельных составляющих.
341
отсутствии связи между ней и оцениванием. В таком случае проблема со-стоит в
том, чтобы установить, является ли оценка (1) исключительно «реа-листическим»
пониманием того, что уже существует; или (2) это просто вер-бальная передача
установленного факта, а ни в коей мере не идея, не пози-ция; или (3) если она играет
хоть какую-то роль в формировании последую-щих оценок, то в чем эта роль состоит.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.