Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Подобный способ понимания
свободы стал доминирующим; в нашей стране его подкрепляли колониальные
восстания и условия, созданные для предприимчивых первопроходцев.
Философский либерализм XIX века -в той или иной мере благодаря
направлявшему его экономическому интересу -вдобавок к понятию «естественных
прав», присущему движению вигов**, ввел в обращение понятие
«естественного закона». Согласно либерализму, в социальной сфере, как и в
физической, существуют естественные законы, и эти естественные законы
носят экономический характер. Политические законы, в отличие от них, созданы
человеком, и с данной точки зрения они являются искусственными.
Вмешательство власти в производство и товарообмен на таком основании
трактовалось как посягательство не только на внутреннюю свободу
личнос-ти, но и на сами естественные законы, примером которых служат
законы спроса и предложения. Истинная же задача властного действия
заключается в том, чтобы предотвращать и неукоснительно
компенсировать нарушения одним свободно действующим лицом
подобной или равной свободы дей-ствия других лиц.
Так или иначе, но требование свободы в создании и функционировании
частного предприятия не исчерпывало содержания раннего либерализма. В
планы его ведущих пропагандистов входило еще и равно настойчивое
тре-бование свободы сознания, свободы мысли и ее выражения в речи,
письме, печати и собраниях единоверцев. Таким образом была обобщена
прежняя заинтересованность энтузиастов в свободе конфессий, но она
получила бо-лее глубокий и расширенный смысл. Отныне это требование
диктовалось рациональной просвещенностью, свойственной XVIII веку, и
возраставшей важностью науки. Великая полоса реакции, воцарившейся
после разгрома Наполеона, дала массу оснований и массу возможностей
для агитации за свободу мышления и выражения мыслей.
Ранняя либеральная философия сослужила нам важную службу. В конце
концов она преуспела в том, чтобы очистить, в частности, свою родину
Великобританию от несметного количества несправедливостей и запретов.
История социальных реформ, произошедших в XIX веке, почти совпадает с
историей либеральной общественной мысли. Поэтому я вовсе не из черной
неблагодарности буду теперь упирать на ее недостатки -признание их очень
существенно для того, чтобы мы могли сегодня и в скором будущем осмысленно
формулировать постулаты либеральной философии. Основным дефектом
этой философии был недостаточный учет ею исторической относительности.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.