Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Это движение фактически увенчалось
отождествлением силы и свободы индивидов со способностью добиваться
экономического успеха, или, если говорить кратко, со способностью
делать деньги. Вместо того чтобы служить средством, помогающим
222
223
людям обрести гармонию и независимость друг от друга, оно своими по
следствиями показало, что имеет тенденцию разобщать индивидов; свиде
тельство тому — империализм и война.
Идея и идеал большей свободы для индивидов и раскрепощения лич
ныхпотенциалов—этомногострадальноесердцелиберальногодуха
сегодня звучат не менее актуально, чем когда-либо прежде. Но подъем бизне
са на господствующие позиции в действительности обеспечил свободу, и
притом антиобщественную, для немногих; несгибаемый индивидуализм стал
ассоциироваться с неподконтрольной деловой активностью; этим определя
лось мышление и поведение миллионов. Между тем причина мощнейшего
подъема производственных и распределительных возможностей, причина
из-за которой сложились условия для массового заводского производства и
массового распределения продукции при помощи транспортных средств
была эффективно обращена на пользу немногим. Причина высвобождения
производственных энергий заключалась в развитии экспериментальной на
уки и ее технологического применения. Сегодня материальное оборудова
ние производства и квалифицированные технические навыки достигли той
точки развития, на которой уже кажется совершенно банальным, что наступ
ление эры материального изобилия и материальной обеспеченности вполне
возможно для всех и что она составляет основу для культурного расцвета
человеческих созданий.
Следовательно, тех целей, за которые всегда ратовал либерализм, можно
достичь только при условии, что индивиды, использующие созданные
социумом возможности для утоления узких личных интересов, будут лишены
контроля над средствами производства и распределения. Сами цели
по-прежнему остаются в силе. Но средства их достижения требуют радикальных
преобразований в сфере экономических институтов и основанных
на них политических порядков. Такие перемены необходимы для того, чтобы
общественный контроль над возможностями и созданными обществом
средствами мог перерасти в освобождение всех индивидов, объединившихся
для великой попытки построить жизнь, в которой воплощается и гарантируется
человеческая свобода.
10. Будущее либерализма
I
Либерализм как сознательное и энергичное направление возник в Великобритании
в тот момент, когда слились воедино два разных духовных веяния.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.