Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Полагаю, что если мы
прекратим величать материал сугубо физических наук словом «объекты» и
вместо этого прибегнем к нейтральному понятию «научное содержание», то
Для нас в существенной степени прояснится подлинный смысл проблемы.
Это не значит, что она разрешится сама собой. Но мы хотя бы освободимся
370 371
от некоторых ее включений, не позволяющих сегодня прийти к решению
Будем же готовы к тому, чтобы рассмотреть выдвигаемую здесь гипотезу
уже на основе такой смены понятий, а именно—гипотезу, согласно которой
научная предметная сфера представляет собою условия данности и недан
ности вещей в непосредственном опыте.
Истинно последовательная эмпирическая философия требует того, чтобы
определить отношения, существующие между предметной сферой физики
и вещами непосредственно воспринимаемыми, используемыми, приносящими
удовлетворение, в понятиях опыта. Совершенно ясно, что эмпиризм
прошлого в силу своей преемственности с сенсуализмом не способен
был ответить на эту потребность. Наиболее очевидный способ удовлетворить
ее основывается на четком признании того факта, что важнейшим и
непосредственным элементом опыта является изобилие в нем возможных
объектов. Нет никакого противоречия между идеей непосредственного опыта
и идеей объектов, непосредственно переживаемых как возможности. Любой
план, любой прогноз, вообще любое предсказание и предвкушение—
это опыт, в котором некий опосредованно данный объект в то же время непосредственно
дан как возможность. И, как мы ранее предположили, современный
опыт примечателен тем, что его непосредственно воспринимаемые
объекты удовольствия и страдания истолковываются как знаки и указатели
на то, что еще дабыло дано в опыте и известно посредством его, и (или) как
средства осуществления этих вещей возможного опыта. Поскольку прежняя
эмпирическая философия не удосужилась признать данный факт, то она не
отреагировала и на одну из самых поразительных черт научного метода и
научных выводов—их тенденцию к всеобщности как таковой.
Ведь научные методы и научная предметная область соединяют в себе
чрезвычайно абстрактные, или «теоретические», соображения и непосредственно
наличный, конкретный чувственный материал, так что всеобщий
характер достигнутых результатов прямо зависит от участия соображений
этого первого типа. И вот что случилось в современной философии: аналогично
тому как из противопоставления объектов науки объектам непосредственного
опыта сложилась онтологическая проблема современной философии
(проблема того, что считать «реальностью»), так и ассоциация опыта
со всего лишь одной из сторон познавательного метода породила эпистемологическую
проблемы современной философии—отношения «понятийного
» и «чувственного», ощущения и понимания.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.