Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Только в
неразрывной связи с последними они могут быть вплетены в ткань повседневной
жизни и стать значительнее и глубже. Не стоит закрывать глаза на
то, что ценности, просто провозглашенные абсолютными и не служащие в
свою очередь средствами для обогащения остальных сфер жизни, тщетны и
безответственны. Но сегодня доктрина о «высших» целях еще обеспечивает
помощь, удобство и поддержку всякому социально изолированному и социально
безответственному ученому, специалисту, эстету и теологу. Она укрывает
от взглядов других и от него самого суетливый и безответственный
характер его притязаний. Эти притязания морально ущербны, но она дает
людям повод считать их достойными уважения и награды.
Другой коренной перелом заключается в том, чтобы раз и навсегда отказаться
от традиционного разграничения между моральными благами такими,
как добродетели, -и естественными благами -такими, как здоровье,
экономическая стабильность, искусство, наука и тому подобное. Обсуждаемая
нами точка зрения -не единственная позиция, порицающая это
строгое разделение и стремящаяся к его устранению. Некоторые школы
зашли так далеко, что даже стали считать моральные успехи и черты характера
ценными лишь в той мере, в какой они способствуют достижению естественных
благ. С позиций же экспериментальной логики, перенесенной в
сферу морали, положительное значение всякого качества определяется его
вкладом в облегчение бремени наличных проблем. Тем самым экспериментальная
логика усиливает нравственное звучание наук о природе. Если в
русле критики сегодняшней социальной ущербности уже сказано и сделано
все, что следовало сказать и сделать, то настало время поинтересоваться, не
лежит ли корень этих трудностей в разделении естественных и моральных
наук. Когда физика, химия, биология, медицина внесут свой вклад в определение
конкретных человеческих бед, а также в выработку планов по их устранению
и облегчению человеческой участи, они станут нравственными науками,
станут принадлежностью механизма этического исследования или
науки. Последняя в свою очередь утратит налет дидактики и педантизма свой
чрезмерно морализаторский и менторский тон. Она лишится расплывчатости
и назойливости, равно как и неопределенности. Она выберет себе
средства поэффективнее. Но этот выбор отразится не только на науке о нравственности.
Естественные науки аннулируют свой разрыв со всем человеческим;
они сами станут человечными по существу. Это -качество, которого
следует добиваться не каким-то техническим и специальным путем открытия
так называемой истины ради истины, а путем осознания его общественного
значения, его неотъемлемо интеллектуального характера.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.