Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Теперь нас громко призывают
к мирному решению споров, апеллируя к идеалам, будоражащим наиболее
глубокие эмоции человека, но при этом питая самый реалистический
интерес ко всем деталям экономической выгоды, которую принесут дальнейшие
беспорядки и которая распределяется между людьми согласно их
физической власти.
Неудивительно, что некоторые приходят к пониманию любого идеализма
как не более чем дымовой завесы, за которой можно более результативно
изыскивать материальную выгоду, и переходят в ряды материалистических
интерпретаторов истории. «Реальность» в свою очередь рассматривается
ими как физическая сила и как ощущение силы, пользы и удовольствия; всякая
политика, принимающая в расчет иные факторы, если она не использует
их в качестве элементов хитроумной пропаганды и для контроля за человеческими
созданиями, которые чужды такой реалистической просвещенности,
по их мнению, основана на иллюзии. Но зато все другие как один уверены
в том, что, как реально продемонстрировала война, вступив на путь культивирования
физических наук и применения плодов науки для совершенствования
средств жизни, то есть производства и торговли, человечество
сделало свой первый неправильный шаг. Они вот-вот начнут вздыхать о воз
88
врате тех дней, когда огромные массы людей умирали, как и рождались,
подобно животным, но несколько избранных, несмотря на это, посвятили
себя не науке и проблемам материально достойного и комфортного существования,
а «идеальным» сущностям, сущностям духа.
Хотя самым очевидным образом из всего вышеизложенного, вероятно,
следует вывод о бессилии и вредоносности любого и всякого идеала, который
объявляется монолитным и абстрактным, то есть, подобно вещи-в-себе,
удаленным от частных, подробных существований, движущие возможности
которых воплощаются в нем. Истинная мораль войны, по-видимому,
заключается в усилении трагедии такого идеализма, которым является вера
в духовный мир, существующий сам по себе и по собственным правилам, а
также в драматичной необходимости самого реалистического изучения сил
и последствий, которое велось бы в более точной и полной с научной точки
зрения манере, чем исследования в рамках мнимо реальной Real-politik*.
Ведь это так далеко от подлинного реализма и научности -бросать беглый
взгляд, жертвовать будущим ради непосредственно актуального, игнорировать
факты и силы неблагоприятного свойства и восхвалять устойчивые свойства
всего, что отвечает сиюминутной потребности.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.