Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Именно
посредством ссылки на такие законы, или положения о связи условий, мы и
достигаем непредвзятости или объективности, которые позволяют нам делать
суждения в любой конкретный решающий момент, не идя тем не менее
на поводу у соображений сугубо минутного свойства. Мы бежим от принудительной
сиюминутности опыта и гордо встаем на позиции, с которых можем
видеть его отчетливо и глобально. Ввиду того, что характер является
обстоятельством, включенным в любое из уже высказанных моральных суждений,
возможность контролировать их зависит от нашей способности представить
характер в свете таких общих отношений между условиями, где условия
вполне изолируемы от давления обстоятельств конкретного случая.
Психологический анализ есть инструмент, при помощи которого характер,
подчиняемый ценностям сиюминутного опыта, трансформируется в объективный,
научный факт. Следовательно, речь на самом деле ищет о том, чтобы
представить опыт как разнообразие способов контроля над своим собственным
развитием.
Даже обыденное сознание отдает себе отчет о множестве способов, посредством
которых активные позиции изменяют суждение в нравственном
плане; и оно привычно извлекает из этого знания выгоду, позволяющую
регулировать нравственные суждения. Можно привести десятки расхожих
представлений, отражающих пути влияния психологических наклонностей
на нравственные оценки. Положения, подобные нижеследующим, содержат
тривиальные для простого человека мысли: обыкновение, привычка и частое
пользование чем-либо притупляют наблюдательную способность; страсть
ослепляет и лишает нас здравого восприятия; личная заинтересованность
делает судящего особо внимательным к определенным аспектам ситуации,
подлежащей суждению; импульс толкает ум к поспешным, неразборчивым
выводам; созерцание целей и идеалов пробуждает эмоции, которые склонны
влиять на сознание и, усиливаясь, поначалу сдерживают, а затем и губят
способность суждения. Подобные положения, которые можно перечислять
до бесконечности, не только известны широким массам, но и повсеместно
используются для формирования своего рода гигиены морального действия.
Конечно, термины «объект» и «объективный» употребляются здесь в логическом смысле, а не
как синоним «физического», обозначающий только одну из форм, которые может принимать
логический объект. За анализом того, как исследуется логическое значение понятия «объект»
и его связь с объективностью экономических и этических суждений, мы можем обратиться к
статье д-ра Стюарта «Оценивание как логический процесс» в «Исследованиях в области
логической теории»* (Изд-во Чикагского университета, 1903).
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.