Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Но я не
представляю, как еще следует судить о том, что могла бы сделать для нас
наука, если не исходить из того, что она заметно померкла, что с некоторых
времен она переживает практически полный упадок, хотя не так давно ее
путь казался нам триумфальным во всех отношениях. Так отчего же после
эпохи великих технических достижений позиции науки для большей части
мира стали столь второразрядными и сомнительными? В данном случае я
не вижу возможности уйти от принятия одной из двух альтернатив. Либо
метод интеллекта обречен на сравнительную беспомощность ввиду того,
что в человеческой природе он занимает весьма скромное место, в отличие
от привычек, эмоции и стремлений одних к власти, а других к подчинению;
либо есть какие-нибудь особенные причины для того, чтобы сегодня авторитет
науки был не в цене.
Исторические причины заката науки в значительной степени кроются в
обстоятельствах, на которые намекает одна из предыдущих моих фраз, где я
говорил о технических успехах науки. М-р Рассел четко различает научный
склад и научно-технические приемы. Первому свойственны «предусмотрительность,
экспериментальность и постепенность; человек такого склада
не воображает, будто знает всю истину целиком, и даже того, что самые
совершенные из его познаний являются полностью истинными. Он понимает,
что всякая идея рано или поздно подлежит исправлению, а исправление
непременно предполагает свободу исследования и свободу дискуссии». Он
начинает с видимых фактов, а не с фиксированных всеобщих истин, из которых
дедуктивным путем можно вывести истины частные. А финиширует, в
результате экспериментального наблюдения множества индивидуальных ситуаций,
общими правилами и применяет эти правила, как только их получит,
в качестве рабочих гипотез, а не вечных и незыблемых истин. Со временем
разнообразные гипотезы находят достаточно подтверждений в наблюдаемыхфактахдлятого,
чтобыпревратитьсявтеории, итакиетеориивдальнейшем
принимают участие в формировании еще более широких обобщений.
Но в то время как теологии, от самых примитивных форм до самых
проработанных систем, строятся на общих принципах, частично санкционированных
«чистым разумом», а частично данных нам как откровение безусловного
божественного авторитета,—научные обобщения представляют
собою индуктивные выводы, причем выводы, подвергаемые ревизии на
протяжении всего исследования. «Знание перестает быть духовным зеркалом
вселенной и становится практическим инструментом для манипуляций
с предметом».
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.