Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Но по
прежнему бросается в глаза отсутствие обнадеживающих скоординирован
ных, организованных и благонамеренных перемен.
На мой взгляд, вполне возможно одновременно осознавать важные и
насущные социальные последствия индивидуалистического движения и тем
не менее понимать, что в своей прошлой ипостаси оно уже исчерпало весь
социально оправданный и обоснованный курс. Вполне возможно призна
вать не только ценные исторические уроки, преподанные им, но и тот факт,
что его практические и теоретические акценты на переменчивых импульсах
человеческого существа, отличающих людей друг от друга и проявляющих
ся в инициативе, выдумке и энергичной сноровке, являются ценностями,
которые должны быть неизбывно в наличии и при всяком будущем социаль
ном порядке. Можно, повторяю, признавать все эти восхитительные черты
и плоды и все же помнить, что движение в том виде, в каком оно существо
вало до наших дней, страдало колоссальным недостатком, вытекающим из
его непримиримой оппозиции к принципу авторитета.
Едва ли нужно приводить много доводов для доказательства того факта,
что институциональные формы, в которых прежде воплощался авторитет,
чужды всякому изменению. Пожалуй, достаточно вспомнить, что те, кто работал
над изменением форм, принимаемых авторитарной властью, были
объявлены еретиками — элементами, губительными для общественного
порядка. Вряд ли надо добавлять, что люди, занятые подобным трудом сегодня,
величаются подобным же образом. Обстоятельство, которое действительно
требует пристального внимания, заключается в том, что, несмотря
на обладание властью, несмотря на преследования еретиков и радикалов, ни
один из всех этих институтов не имел реальной силы, которая позволила бы
ему достичь своей цели — предотвратить наступление великих перемен.
Единственным успехом, которого добивались эти институты, препятствуя
, переменам, было сдерживание ими общественных сил до той поры, пока
эти силы окончательно и неизбежно не заявляли о себе лавиной великих,
обычно насильственных и сокрушительных перемен.
Точно так же нет необходимости доказывать, что индивидуалистическое
движение было связано с периодом глобальных и молниеносных изменений,
многие из которых, если их последовательно рассмотреть, внесли
позитивный вклад в развитие общества. Факты так громко говорят за себя,
что аргументация здесь излишня. О тесной связи нового индивидуализма с
общественными переменами свидетельствуют девизы движения: Инициатива,
Изобретательность, Предприимчивость.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.