Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Данное учение полностью опровергается реалиями, входящими в
понятие научной революции.
Во-вторых, традиционная доктрина была неотъемлемой частью образовательных
учреждений в период столь же дотехнологический, сколь и
донаучный. Гуманитарные науки резко противопоставлялись практическим.
В основании этого контраста лежали социальные и культурные обстоятельства.
Обучение полезным, или производственным, ремеслам сводилось к
точному усвоению закрепленных, рутинных правил, догадываться об основах
которых было совершенно не обязательно. Промышленная революция,
ознаменовавшая несколько последних столетий, явилась следствием
революции научной. Сегодня только самые замшелые из «полезных» ремесел
базируются на простом эмпирическом шаблоне. В целом они теперь
технологичны, что означает укоренены в научном понимании фундаментальных
законов.
В третью очередь, и это наиболее важно, социальная организация также
пережила революцию. Различие между «гуманитарными» и «практически
ми» науками явилось продуктом эпохи, в которую люди, занятые промышленным
производством, были механиками и ремесленниками, имевшими
зависимый социальный статус. Понять, какой смысл придавался традиционной
теории гуманитарных наук, можно исключительно в связи с фактом
общественного деления людей на свободных и рабов, слуг, а также в связи с
тем обстоятельством, что только первые получали «интеллектуальное» образование,
в тогдашних условиях означавшее не что иное, как литературную
и лингвистическую подготовку. В период, когда научная революция радикально
меняла природу и метод познания, понимания и обучения, а промышленная
революция однажды и навсегда сносила преграду между головой
и руками, политическая революция, то есть поднимающая голову де
192 193
мократия, даровала тому, кто был слугой, статус социально свободного человека.
Таким образом, она разрушила сам фундамент традиционного разграничения
между науками, достойными «джентльмена», и науками, достойными
всех, кто был занят в производстве полезных услуг и товаров, —
иными словами, разграничения между науками «гуманитарными» и «полезными
».
Невозможно понять и определить современную дилемму гуманитарного
образования и функцию, которую ему предстоит взять на себя в нашем
обществе, не рассмотрев их в контексте необратимых исторических тенденций.
Нет ничего глупее, чем объяснять проблемы современного гуманитарного
колледжа в нашей стране деятельностью какой-то горстки заблуждающихся
теоретиков образования, вместо того чтобы объяснять их влиянием
общественных сил, неуклонно набирающих свою мощь.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.