Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Собственно
факт природных и психологических различий лишь подчеркивает
необходимость создания закона о равенстве возможностей, ибо без такового
этот факт становится поводом для угнетения людей менее одаренных.
Поскольку то, что мы называем интеллектом, присуще людям в неоди
наковой степени, демократическое миропонимание, учитывая вполне уни
версальный характер этого явления, допускает, что каждый индивид вносит
свою толику в конечный продукт коллективного разума, созданный вклада
ми всех людей, и что эту толику можно оценивать лишь по участию в нем. В
рамках любой авторитарной модели ценность общественного вклада лич
ности, напротив, принято соотносить с неким готовым принципом—если
не с родом и происхождением, или расой и цветом кожи, или уровнем мате
риального благосостояния, то с положением и рангом, занимаемым личнос
тью в бытующей социальной иерархии. Демократическое представление о
равенстве покоится на вере в то, что каждый индивид будет иметь, таким
образом. шансы и возможности приносить пользу, на которую он только способен,
и что ценность его вклада станет определяться его ролью и функцией
в структурированной совокупности подобных вкладов, а отнюдь не на основе
какого-либо первичного положения.
Выше я подчеркнул значение реальной свободы разума для развития
опыта личности в условиях демократического образа жизни. Я намеренно
сделал это: ведь демократия часто и непосредственно ассоциируется в наших
умах со свободой действия, в то время как о важности освобожденного
175
174
интеллекта, необходимо для реализации и закрепления свободы действия,
мы начисто забываем. Пока свобода действий индивида лишена разума и не
опирается на осознанное убеждение, ее провозглашение будет почти неотвратимо
приводить к заблуждениям и беспорядкам.
Демократическая идея свободы не означает права каждого индивида
делать то, что он хочет, даже если умерить это право добавлением: «при
условии, что он не нарушает аналогичной свободы других». И хотя эту идею
свободы не всегда или недостаточно часто отчетливо выражают в словах,
основная свобода, о которой в ней идет речь, есть свобода сознаниям некоторая
степень свободы действия и опыта, необходимая для обеспечения свободы
разума. Таковы по своей природе все виды свобод, гарантируемых
Биллем о правах*: свобода веры и совести, прессы и органов информации.
Они гарантируются потому, что без них индивид не может свободно развиваться,
а общество—получать все то, что индивид мог бы ему дать.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.