Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Однако реализации этого опытного
246 247
пути угрожает неослабное влияние той самой философии, к которой мы
вынуждены прибегать за недостатком другой.
Вовсе не случайно, что именно континентальная Европа, сегодня представляющая
собой самую мятущуюся область мира и источник пагубного
смятения для всей остальной его части, явилась обителью наиболее последовательных
приверженцев той образовательной философии, к которой нас
сегодня принуждают вернуться. Америку в культурном смысле следует расценивать
либо как боковую ветвь Европы, либо как Новый Свет в ином, нежели
просто географическом, понимании. Держаться последнего взгляда
вовсе не значит быть дерзким патриотом-националистом или сторонником
одного из видов изоляционизма. Это просто признание той работы, которую
необходимо сделать. Европа, по крайней мере до самых недавних пор, успешно
вела мир к научным свершениям, да и с тем, чего достиг Старый Свет
в области пластических искусств и литературы, Америка сможет соперничать
еще очень не скоро. Но вся континентальная Европа, и в особенности
Германия, были родиной практики и философии, основанных на строгом
разделении науки как сферы технического и вечно меняющегося, и морали,
облеченной в понятия фиксированных, незыблемых принципов. Название
«Новый Свет» применимо к американской действительности в силу того,
что перед нами стоит задача объединить вещи, удерживаемые в изоляции
друг от друга философией и образованием, к которым нам поневоле приходится
возвращаться, во взаимно полезный союз.
Если быть немногословным, то основную партию в затягивании и предотвращении
осознанных действий, способствующих единству и стойкости
демократического движения, исполняет именно философия догматической
строгости и однообразия. В свою очередь основной встречный ход и
основная ответственность тех, кто сегодня называет себя философами, заключаются
в прояснении глубокого родства демократии с методами ориентирования
изменений, произведшими революцию в сфере науки. Следуя
этим и только этим путем, мы можем избавиться от дуализма норм, целей и
методов, то есть от того самого разделения, которое сегодня доставляет нам
столько хлопот. Технологизированное производство есть порождение науки.
Наука к тому же выступает как фактор наиболее глубокого и масштабного
влияния в ряду практических детерминант общественной ситуации. Самая
насущная человеческая проблема нашего века состоит в том, чтобы взяться
за преобразование громадных ресурсов, которые предоставила нам новая
технология, в позитивные инструменты человеческого существования.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.