Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Ни
одно экономическое состояние дел не является чисто экономическим. От
него колоссальным образом зависит наличие или отсутствие культурной
свободы. Всякий либерализм, который не ставит во главу угла полную культурную
свободу и не видит связи между ней и подлинной свободой производства
как способом существования, есть либерализм вырождающийся и
лицемерный.
Часть II
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И УЧЕНОСТЬ
1. Вызов либеральному мышлению
Вероятно, нет лучшего пути понять, в чем заключается содержание философии
—живой, а не антикварной,—чем задаться вопросом о критериях и целях,
которыми должны руководствоваться наши программы и мероприятия в области
образования. Подобный вопрос, если поставить его во всей полноте, прольет свет
на нравственно и интеллектуально основополагающие аспекты в ориентации
человеческих действий. Он вскроет различия и конфликты, являющиеся базисными
для общества в его нынешнем состоянии. Он придаст конкретное и определенное
значение проблемам и принципам, которые, будучи выражены в понятиях
философских систем, отвлеченных от нужд и борьбы человека, представляются нам
далекими и абстрактными. По этой причине нынешнюю кампанию обвинений
в адрес всего нового и современного в образовании следует приветствовать даже тем,
кто убежден в ее абсолютно реакционной направленности. Ее надо встречать
открыто, и такая встреча прольет свет на те убеждения, относительно которых
мы слишком долго пребывали в неведении, поскольку в образовании, как и
повсюду, действует принцип, согласно которому самая большая ошибка есть
смешение вещей противоположных и несовместных. Определение их границ,
уже начавшееся сегодня, не только поспособствует прояснению спорных
моментов в положении с нашим образованием, но и будет нацелено на то, чтобы
вдохнуть новую жизнь в мертвые мощи философии.
Намговорят,что научныеобъектыпритязаютнатотжестатус,которыйприсущ
объектам литературы, а они только и являются поистине гуманистическими. Как
нам говорят, тяга к практическому и утилитарному обернулась тем, что либеральное
образование было вытеснено чисто профессиональным образованием, которое
нивелирует всего человека до некой ущербной субстанции, озабоченной только
средствами к существованию. Нам говорят, что эта тенденция означает путь
подальше от гуманного и поближе к материалистическому, от неизбывно разумного
к временно полезному и так далее. Тогда отчего же получается, что некоторые из
нас, будучи радикально несогласными с теми доводами, на которые опираются
критики современной нам системы, и столь же радикально несогласными со
средствами лечения, на которых они настаивают, в то же самое время признают за
236
нынешней системой (если ее вообще можно назвать системой) такую недостаточность
единства цели, материала и метода, которая делает ее похожей
на лоскутное одеяло.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.