Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Так, может быть, ее дальнейшие приложения требуют от нас
именно того, чтобы мы поспешили поверить в многообразие изменчивости,
Движения, индивидуализированных целей и благ, а также в то, что принци
105
пы, критерии, законы суть интеллектуальные инструменты, необходимые
для анализа индивидуальных, уникальных ситуаций?
Безапелляционное заявление о том, что всякая моральная ситуация есть
уникальная ситуация, которой соответствует определенное незаменимое благо,
на первый взгляд может показаться не просто безапелляционным, но и
абсурдным. Ведь, как учит общепринятая традиция, именно ввиду нерегулярности
специфических случаев и возникает потребность во власти универсалий
над поведением; и суть добродетельного нрава заключается в
готовности подвергнуть всякий особенный случай суду с точки зрения неизменного
принципа. А из этого вытекает, что, напротив, постановка всеобщей
цели или закона в зависимость от конкретной ситуации ведет к полнейшей
путанице и беспредельной распущенности. Давайте, однако, последуем
прагматическому правилу и, чтобы выявить значение этой идеи, подумаем
о ее последствиях. Как мы с удивлением обнаружим, первостепенная значимость
уникального и нравственно абсолютного характера конкретной ситуации
состоит в том, что вся тяжесть и бремя нравственности в ней ложатся
на интеллект. Ответственность при этом никак не страдает; напротив,
нам становится яснее, в чем она состоит. Нравственная ситуация -это ситуация,
в которой суждение и выбор должны предварять прямое действие.
Практическое значение ситуации, или, что то же самое, действие, требуемое
для ее разрешения, не является самоочевидным. Его необходимо искать.
Есть конфликтующие желания, есть альтернативные и несомненные
виды блага. Все, что здесь требуется, -это избрать надлежащий способ действия,
надлежащее благо. Итак, предмет исследования уточняется: надо детально
обозреть, как построена ситуация; проанализировать ее разнообразные
факторы; прояснить, что именно является невразумительным; не доверять
тому, что более всего бросается в глаза и отвлекает внимание; рассмотреть
последствия самых различных способов действия, которые только приходят
в голову; считать достигнутое решение гипотетическим или пробным
до тех пор, пока предвидимые или предполагаемые последствия, из-за которых
оно было принято, не совпадут с последствиями актуальными. Такое
исследование и есть разумное понимание. Наши моральные поражения восходят
к известным слабостям наших характеров, к некоторому недостатку
сочувствия, к известной односторонности пристрастий, которым мы обязаны
неосторожностью либо ошибочностью своих суждений по каждому конкретному
случаю.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.