Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Рассмотрение
ее в качестве практического, а не логического условия означает, что,
несмотря на ее неотъемлемость от любого суждения, для какого-либо из
актов таких суждений она требуется ничуть не больше, чем для любого другого.
Она накладывает равный отпечаток на все акты суждения; и само это
безразличие ее отношения к ним равноценно отсутствию всякого отношения
ее к тому, что касается истины или ложности конкретного суждения.
Суждение в подобных случаях предопределяется отношениями с условиями
иного свойства, нежели условия характера; информацию об этих отношениях
в суждении несут понятия объектов того же порядка или качества,
что и сами отношения. Здесь не просто не наблюдается никакого осознаваемого
участия интереса или наклонностей в содержании суждения—здесь
имеет место подчеркнутое устранение, подавление всех элементов, исходящих
от того, кто судит. С позиций суждений подобного типа данные элементы
в логическом плане оказываются исключительно субъективными и потому
для достижения истины являются факторами-помехами. Мы не выскажем
парадокса, если сформулируем это так, что деятельность некоего лица
в акте суждения в данном случае состоит в попытке не допустить того, чтобы
его деятельность каким-либо образом повлияла на материал, по поводу
которого делается суждение. Посредством таких суждений определяются,
соответственно, «внешние» объекты, а деятельность того, кто судит, при этом
имеет совершенно нейтральное или безразличное отношение к такому объекту.
Можно выразить ту же самую мысль, сказав, что работу мотива и характера
достаточно только предполагать и потому можно не принимать во внимание
в случае, если они проявляют себя столь монотонным образом, что не
демонстрируют никакого различия в отношении частного объекта или содержания
суждения.
Но уж если мы признаем, что влияние характера, действие привычки и
интереса представляют собой фактор, отражающийся на качестве конкретного
объекта суждения, то логика требует того, чтобы мы подчеркнули сей
факт, сделав данное отношение выразительным компонентом содержания
суждения, которому подвергается соответствующий предмет. Всякий раз,
когда характер не является фактором безразличным или нейтральным, когда
онкачественновлияетнасмысловойоттенокситуации, скоторойимеетдело
судящий, то в сам объект суждения вносится характерность, характерная
черта, которая не просто обогащает его, как это сделали уже подобранные
для него факты, а трансформирует его значение, так как вносит в само содержание
суждения мерило оценки.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.